1. Прочитайте текст и выполните задания.
(1) Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь.(3) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (4) Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, бес растопырив едва прораставшие крылышки. (5) Моя собака медленно приближалась к нему; как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой и, весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой, раскрытой пасти. (6) Он кинулся он заслонил собою свое детище…, но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собой! (7) Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (8) И все-таки он не смог усидеть на своей высокой ,безопасной ветке… (9) Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда. (10) Мой Трезор остановился, попятился: видно, и он признал эту силу. (11) Я поспешил отозвать смущенного пса и удалился, благоговея. (12) Да, не смейтесь. (13) Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом. (14) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. (15) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(И Тургенев)
1. Укажите номер предложения, в котором выражена основная идея текста.
1) 6 2) 9 3) 13 4) 14
2. Определите стиль речи и тип текста
1) художественный стиль; все типы текста
2) художественный стиль; повествование
3) публицистический стиль; повествование
4) публицистический стиль; рассуждение
3. Укажите номер предложения, в котором использовано слово, имеющее повышенную эмоционально- экспрессивную окраску (принадлежащее к книжной лексике)
1) 8 2) 11 3) 14 4) 15
4. Среди предложений 6-15 найдите сложное предложение, которое содержит вводное слово. с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.
5. Найдите в тексте сложные предложения и напишите их номера.
Я знаю всё это, потому что тот кто мне это рассказывал- помнит своё детство...
2. В о з в р а т н о е: себя.
П р и м е ч а н и е. Возвратное местоимение себя может относиться ко всем трём лицам: Я не щажу себя, ты не щадишь себя, он не щадит себя.
3. П р и т я ж а т е л ь н ы е: мой, твой, свой, наш, ваш.
П р и м е ч а н и е. Мой, наш указывают на принадлежность (или отношение) к 1-му лицу, твой, ваш ко 2-му лицу, а свой ко всем трём лицам, как и возвратное себя: Я не щажу своих сил, ты не щадишь своих сил. он не щадит своих сил.
4. У к а з а т е л ь н ы е: этот, тот, такой, столько.
5. О п р е д е л и т е л ь н ы е: каждый, весь, всякий, самый, сам.
6. В о п р о с и т е л ь н ы е: кто? что? какой? который? чей? сколько? (который час? кто пришёл?) .
7. О т н о с и т е л ь н ы е – это те же вопросительные, но не имеющие вопросительного значения, а употребляемые лишь для связи отдельных предложений. Они, кроме того, отличаются от вопросительных отсутствием логического ударения: Деревня, в которой мы жили, была расположена на берегу реки. Кто много жил, тот много видел.
8. О т р и ц а т е л ь н ы е: никто, ничто, никакой, ничей. Сюда же относятся и местоимения некого и нечего, которые значат собственно нет кого и нет чего.
9. Н е о п р е д е л ё н н ы е: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, кто-то, что-то, чей-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, который-либо, кто-нибудь, что-нибудь, чей-нибудь, какой-нибудь, который-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой.