1. Прочитайте текст. Каныш Сатпаев — основоположник казахской академической науки. Особая заслуга
ученого разработка теории металлогении науки о формировании и расположении
месторождений полезных ископаемых. Этот знаменитый геолог открыл самые богатые
залежи меди в Джезказгане, а также стоял у истоков становления отрасли тяжелой
металлургии Казахстана и Советского Союза, строительства канала Иртыш-Караганда.
Сатпаев сделал многое для создания и развития казахстанского филиала Института
геологии, Национальной Академии наук. Сатпаев возглавил академическую науку в
Казахстане в 1946 году.
Открытие крупнейших запасов меди в Джезказгане В результате исследовательских
работ определено, что запасы меди на этой территории превышали два миллиона тонн. В
то время разведанные запасы считались самыми крупными на планете. Обосновывая свою
позицию, Сатпаев написал около 40 научных работ. Чтобы добраться до этих запасов,
понадобились не только знания, но и энтузиазм, настойчивость ученого. Каныш Сатпаев
упорно проводил геологоразведочные работы, добился разрешения бурить скважины даже
зимой. Для этого приходилось установки согревать в 40-градусный мороз, накрывая их
юртой.
Научная деятельность была оценена: в 1942 году ВАК присвоила ученому степень
доктора наук в сфере геологии и минералогии. Составлена карта полезных ископаемых
Казахстана При непосредственном руководстве Сатпаева составлялась карта полезных
ископаемых Казахстана. Для этого разработали комплексный метод, составили рабочие
макеты. Сам метод лег в основу нового направления в геологии — металлогении, а
Сатпаева считают основателем этого направления и
создателем особой казахской
школы» в геологии,
https://www.nur.kz/1782903-vydausiesa-istoriceskie-licnosti-kazahstana. html?utm_source=clipb
oard&utm_medium=article-fragment
nnon prҮ пелове) (10-12
1. [Наступил вечер,] и [солнце спряталось за тучи]
[Настя пришла домой и вспомнила,] (что не принесла молоко). Простые предложения в составе сложных разделены запятыми.
2. Петр, /сделав все уроки/, пошел во двор. Тетрадь,/ лежащая на столе/, оказалась в портфеле. Деепричастный и причастный оборот выделены запятыми.
3. Мама не заметила, что Сергей, /не вымыв руки/, сел за стол. Начался ветер, и радуга, /переливающаяся на солнце/, исчезла. Сложные предложения, внутри одной из частей деепричастный и причастный обороты.
Прямая речь всегда пишется с большой буквы и в кавычках!
• Если слова автора стоят в начале предложения, то от прямой речи они отделяются двоеточием: Съела лиса кашу и говорит: " Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем".
• Если слова автора стоят после прямой речи, то они отделяются от нее запятой (вопросительным или восклицательным знаком) и тире: " Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала", - потчует лиса журавля.
• Если прямая речь разрывается словами автора, то с двух сторон разрыва ставятся запятые (знаки) и тире кума, и на этом, - отвечает журавль, - приходи завтра ко мне".
• Если слова автора разрываются прямой речью, то вначале ставится двоеточие, в конце – запятая (знак) или тире: На вопрос матери:" Ты выучил уроки?" - я не мог ничего вразумительного ответить.
Реплики в диалогах пишутся с красной строки с большой буквы. Вместо кавычек начало каждой реплики оформляется тире. Остальное оформление соответствует прямой речи:
Старуха вздохнула и тихо Значит, немец успокоился?
– Угомонился, наконец, – ответил солдат.
– Это хорошо…