1.прочитайте текст. назовите слова, вместо которых используются местоимения (они выделены жирным шрифтом). докажите, что местоимения избежать повторов, делают речь связной и красивой.
длина колюшки всего пять-шесть, от силы двенадцать сантиметров. весной самец этой рыбки по-петушиному пестро раскрашен: брюшко красное, спина синевой и зеленью отливает, а глаза сверкают аквамаринами.
в это время он и строит свой дом. в тиши песчаного мелководья возникает его сооружение. сюда приплывут самки, здесь из трех сотен икринок выведут они мальков, и заботливый отец будет охранять их.
сначала колюшка роет «котлован» для дома. мало- образуется на дне ямка. тогда он приносит во рту разные травинки и обрывки водорослей, складывает их в ямку и прессует, нажимая сверху. получается плотный ком. рыбка делает в нем тоннель, проползая через центр. и гнездо готово: полый шар с двумя отверстиями.
(по и.акимушкину)
2. выпишите из текста 4 существительных вместе с прилагательными, которые к ним относятся, потом 4 сочетания глаголов с наречиями. затем выпишите все числительные.
В 21 веке не один подросток задавался вопросом: "А для чего же мне нужна вообще математика?", что она дает в жизни, зачем ее придумали, и вообще, зачем я ее учу, мне ведь не интересно ее учить! Во-первых математика развивает мозг подрастающего поколения, развивает быстроту мысли, мышления детям быть образованными и быстро решать задачи. Представьте, сидите вы на своей работе, думаете: "Ой, и зачем я учила эту математику, все равно поступила на милиционера", а тут вам ваш начальник присылает задание выполнить отчет, в котором вы должны, мало того, что посчитать и вывести сумму, так еще и вывести от результата среднее арифметическое число! Теперь сидите вы и думаете, как же все таки хорошо что я учила математику. Или тот же самый случай в магазине, где вы не можете высчитать сдачу. Из этого выходит, что математика- предмет необходимый в жизни. Мало того, людей, глубоко изучающих математику, в обществе уважают. В разных странах,например, на специальности, ориентирующиеся в математике, дают бесплатное обучение за границей, или к примеру грант. Из этого следует вывод: Математика- предмет не только необходимый, но и почитаемый в обществе.
- 1 скл., Р.п.:
из вишнИ, из избушкИ, от дедушкИ, вдоль речкИ, из речкИ;
- 3 скл. (Р.п., Д. п., П.п.):
о мышИ (П.п.), в тетрадИ (П.п.), к целИ (Д.п.), от молодёжИ (Р.п.),
от радостИ (Р.п.), после болезнИ (Р.п.), в жизнИ (П.п.).
__
Остальные:
- 1 скл. П.п. (-е):
о беседе, на ветке, в комнате, на речке;
- 1 скл. Д.п. (-е):
к дедушке;
- 2 скл. П.п. (-е):
в небе, о плаще, в огне, в фильме;
- другие:
про гостя (2 скл., В.п.), за речкой (1 скл., Т.п.),
из картофеля (2 скл., Р.п.), от мамы (1 скл., Р.п.).