1. Прочитайте текст стихотворения. Подумайте, какие это предложения по наличию грамматических основ.
Еще земли печ..лен вид
А воздух уж весною дыш..т
И мертвый в поле стебль колыш..т
И елей ветви шевелит.
Еще природа не пр..снулась
Но сквозь редеющего сна
Весну п..слышала она
И ей невольно улыбнулась… (Ф.Тютчев роль союза И в каждом случае в предложениях текста: что он соединяет – однородные члены или предложения в составе сложного?
- Какие еще союзы вы встретили в предложениях текста? Какова их роль?
- Запишите стихотворение, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор графически.
- Произведите синтаксический разбор первого предложения, начертите его схему.
- Укажите в первом предложении наречия, запишите их в транскрипции.
2.Прочитайте размышления философа Монтеня. Какова роль книги в жизни Монтеня?
Книги сопровождают меня на прот..жении всего моего ж..зненного пути и я общ..юсь с ними всегда и везде. Они утешают меня и пом..гают. чтобы стр..хнуть с себя назойливые и несносные мысли, мне достаточ..но взяться за чтение.
- Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания, объясняя правописание слов с пропуском букв.
- Начетрите схемы предложений: 1) сложносочиненного с однородными членами
I Обозначает действие предмета: что сделать? блеснуть.
Н. ф. – блеснуть.
II Морфологические признаки: постоянные – невозвратный, совершенного вида,
непереходный, 1-го спряжения; непостоянных нет, так как это инфинитив.
III (? ) блеснуть. Инфинитив может быть любым членом предложения, вне контекста его синтаксическую роль определить невозможно.
Пронеся – это деепричастие, глагол пишется иначе: пронёсся.
Пронёсся – глагол.
I Обозначает действие предмета: что сделал? пронёсся.
Н. ф. – пронестись.
II Морфологические признаки: постоянные – возвратный, совершенного вида,
непереходный, 1-го спряжения; непостоянные – в единственном числе,
изъявительном наклонении времени, мужском роде.
III (Что сделал? ) пронёсся (подчеркните двумя чертами, так как это сказуемое)
Пронеся – особая форма глагола, деепричастие.
I Обозначает добавочное действие предмета: что сделав? пронеся.
Н. ф. – пронестись.
II Морфологические признаки – возвратное, совершенного вида,
непереходное, неизменяемое слово.
III (Когда? ) пронеся (что? куда? ) – должен быть деепричастный оборот (подчеркните весь оборот линией точка-пунктир, так как это обстоятельство)
Трещит – глагол.
I Обозначает действие предмета: что делает? трещит.
Н. ф. – трещать.
II Морфологические признаки: постоянные – невозвратный, несовершенного вида,
непереходный, 2-го спряжения; непостоянные – в единственном числе,
изъявительном наклонении, настоящем времени, 3-м лице.
III (Что делает? ) трещит (подчеркните двумя чертами, так как это сказуемое)
Летаю – глагол.
I Обозначает действие предмета: что делаю? летаю.
Н. ф. – летать.
II Морфологические признаки: постоянные – невозвратный, несовершенного вида,
непереходный, 2-го спряжения; непостоянные – в единственном числе,
изъявительном наклонении, настоящем времени, 1-м лице.
III (Что делаю? ) летаю (подчеркните двумя чертами, так как это сказуемое)
Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. - (Золушка)
Когда-нибудь спросят: а что ты можешь, так сказать, предъявить? И никакие связи не тебе сделать ножку маленькой, душу - большой, а сердце - справедливым. -(Король)
У меня столько связей, что можно с ума сойти от усталости, поддерживая их. -(Мачеха)
Слово короля - золотое слово. - (Мачеха)
Мне так надоело самой себе дарить подарки в день рождения и на праздники! Добрые люди, где же вы? Добрые люди, а добрые люди! - (Золушка)
Мы, настоящие феи, до того впечатлительны, что стареем и молодеем так же легко, как вы, люди, краснеете и бледнеете. Горе старит нас, а радость - молодит. - (Фея)
Связи связями, но надо же и совесть иметь. - (Король)
Верность, благородство, умение любить. Обожаю, обожаю эти волшебные чувства, которым никогда, никогда не придет конец. - (Король)
У меня бывали дни, когда я так уставала, что мне даже во сне снилось, будто я хочу спать! - (Золушка)
Неужели не дождаться мне веселья и радости? Ведь так и заболеть можно. -(Золушка)
Любовь нам делать настоящие чудеса. - (Маленький паж)
Эх, жалко - королевство маловато, разгуляться негде! Ну ничего! Я поссорюсь с соседями! - (Мачеха)
Может быть, счастье мое, ты не оставишь меня, даже когда увидишь, какая я бедная девушка! Ну, а если вдруг все-таки оставишь? Нет, нет... Это слишком страшно... -(Золушка)
Старые друзья - это, конечно, штука хорошая, но их уж ничем не удивишь! - (Король)
Мне так хочется, чтобы люди заметили, что я за существо, но только непременно сами. Без всяких и хлопот с моей стороны. - (Золушка)
Волшебная палочка подобна дирижерской. Дирижерской повинуются музыканты, а волшебной - все живое на свете. - (Фея)
Ненавижу старуху лесничиху, да и дочек ее тоже. Я давно наказала бы их, но у них такие большие связи! Они никого не любят, ни о чем не думают, ничего не умеют, ничего не делают, а ухитряются жить лучше даже, чем некоторые настоящие феи. -(Фея)
Мальчуганам полезно безнадежно влюбляться. Они тогда начинают писать стихи, а я это обожаю. - (Фея)