(1)Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (2)Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. (3)Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.4)Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником. (5)Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. (6)Если это верно, то меня, но придется повторить старый рассказ.(9)В незапамятные времена здесь было большое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал только глубокий,вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилие багульника. (10)Я не разделяю рас пренебрежения к мелколесью. (11)В мелколесье много прелести. (12)Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза - растут дружно и тесно. (13)Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице. (14)Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется,что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. (15)Здесь каждый стебелек и веточка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны и милы. (16)Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы.(17)Вода в них казалась неподвижной. (18)Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы. (19)Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. (20)Она попахивала скипидаром. - (21)Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. - (22)Должно, Волга тоже начинается из такого оконца? - (23)Да, должно быть, - согласился я.- (24)Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. - (25)И вот, скажи на милость! (26)Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. (27)Лесник поправил на плече охотничье ружье и с Вы, говорят, вроде книги пишете? - (29)Да, пишу.(30)Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. (31)А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. (32)Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? (33)Да ничего не получается. (34)Познаний у меня нет. (35)Не обучен. (36)А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. (37)А чему радоваться? (38)Мне не ребят учить. (39)Я лесной человек обходчик. - (40)А какое слово к вам привязалось сейчас? - с я.(41)Да вот этот самый родник. (42)Я это слово давно приметил. (43)Все его обхаживаю. (44)Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. (45)Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. (46)Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. 47)И все эти слова как бы родня между собой. (48)Как бы родня! - повторил он и засмеялся эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка. (50)Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.
Задания:
1)
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов по возрастанию и без пробела/
1.Лесник любил разбирать слова.
2.Лесник сказал, что именно в этих местах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа.
3.Я еще никому не рассказывал об этой встрече с лесником.
4.Шли мы с лесником по полю.
5.Слова лесника открыли мне глубочайшие корни нашего языка.
2)
Запишите номера предложений в порядке возрастания и без пробела, где эпитет использован как инструмент выразительности речи.
1.Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
2.Мы остановились у одного такого оконца и напились воды.
3.Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.
4.Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.
5.И все эти слова как бы родня между собой.
2. укротитель зверей - укротитель стекольных материй; подавать надежды - подавать еду; талант не может находиться в тени - находиться в тени деревьев; успех озарил - пламя озарило; творческие поиски - поиски пропажи; отдать внимание - отдать долг.
3. мастер своего дела - мастер чашки с ложкой. Антоним используется для противопоставления двух понятий.
4. его украшения быстро стали дорогим украшением любого наряда - слово украшения является омонимом, т.к. обозначает два разных явления.
На вечернем платье уместны дорогие украшения. Эти яркие шарики мы купим для украшения ёлки.
Но существует вершина – чистый и гибкий русский литературный язык. Обогащение его за счёт местных слов требует строгого отбора и большого вкуса. Потому что есть немало мест в нашей стране, где в языке и произношении, наряду со словами – подлинными перлами, есть много слов корявых и фонетически неприятных.
Местное слово может обогатить язык, если оно образно, благозвучно и понятно.
Для того чтобы оно стало понятным, совсем не нужно ни скучных объяснений, ни сносок. Просто это слово должно быть поставлено в такой связи со всеми соседними словами, чтобы значение его было ясно читателю сразу, без авторских или редакторских ремарок.
Одно непонятное слово может разрушить для читателя самое образцовое построение прозы.
Нелепо было бы доказывать, что литература существует и действует лишь до тех пор, пока она понятна. Непонятная нарочито заумная литература нужна только её автору, но никак не народу.
Чем прозрачнее воздух, тем ярче солнечный свет. Чем прозрачнее проза, тем совершеннее её красота и тем сильнее она отзывается в человеческом сердце. Коротко и ясно эту мысль выразил Лев Толстой: «Простота есть необходимое условие прекрасного».
Из многих местных слов, которые я услышал, к примеру, во Владимирской и Рязанский областях, часть, конечно, непонятна. Но попадаются слова превосходные по своей выразительности. Например, старинное, до сих пор бытующее в этих областях слово «окоём» – горизонт.
На высоком берегу Оки, откуда открывается широкий горизонт, есть сельцо Окоёмово. Из Окоёмова, как говорят его жители, «видно половину России».
Горизонт – это всё то, что может охватить наш глаз на земле, или, говоря по-старинному, всё то, что «емлет око». Отсюда и происхождение слова «окоём».
Очень благозвучно и слово «Стожары», – так в этих областях народ называет звёздные скопления. Это слово по созвучию вызывает представление о холодном небесном пожаре.
Такие слова украсят и современный литературный язык.
В поисках слов нельзя пренебрегать ничем. Никогда не знаешь, где найдёшь настоящее слово.