1. Санитарный поезд идет на восток, в тыл. 2. Поезд живет своей особой жизнью: тут лечат, оперируют, в вагоне-кухне повар Васнецов варит вкуснейшие обеды, изощряется в баловстве раненых . 3. Повар Васнецов в войну был тяжело ранен и теперь пошел на фронт добровольцем. 4. При погрузке раненых он исполняет функции санитара, в свободные же от кухонной работы время рассказывает бойцам пресмешные превеселые сказки. 5. Сам рассказывая, не улыбается, в вагоне же стоит стон от хохота. 6. Раненый в ногу артиллерист Махмудав называет Васнецова комическим кино и при виде повара не может сдержать смеха. 7. Повар же по характеру вовсе не веселый человек, скорее даже мрачноватый скептик. 8. Однако великая сила любви к землякам (он всех раненых бойцов и командиров называет земляками) сделала Васнецова весельчаком и балагуром, человеком не менее необходимым в санитарном поезде, чем хороший врач. 9. На станции поезд задерживается: необходима операция, на ходу её не сделать. 10. Пока поезд стоит, из близкого поселка бегут женщины с кринками молока, несут сваренные вкрутую яйца, зелёный лук, жареного цыпленка. 11. Пока майор совещается с поездным начальством, повар Васнецов развивает бешеную деятельность по поводу укропа. 12. Ему нужен почему-то укроп. 13. Мальчишки как угорелые мечутся между поселком и поездом: они таскают с огородов пучки укропа. 14. Повар в халате и в колпаке, посаженом на макушку, сидит на ступеньке своего вагона-кухни, собирает укроп от мальчишек в решето и спрашивает у совсем запарившегося в хлопотах мальчика лет десяти: "А сельдерею у вас нет?» Озаглавьте текст.
3.Определите стиль и тип речи. 4.Вкаком слове все согласные звуки мягкие? А) живет б) мечутся в) мальчишек г) веселее
5.Выпишите 2слова с оглушением согласных звуков.
6.Укажите номер(а)предложений с обособленными определениями. 7.Из предложения №9 выпишите грамматические основы, определите вид сказуемых.
8.Среди предложений 8-14 найдите ССП с придаточным времени и напишите номер(а) Этого(их) предложения(й).
9.Выписать из предложения №5 словосочетание(я) со связью примыкания.
10. Выпишите примеры слов ,соответствующие схемам. А) Б) В)
11.Найдите в тексте предложение, которое связано с предыдущим при определительного местоимения и однокоренных слов. Выпишите номер этого предложения. 12.Из последнего абзаца выпишите все местоимения, определите их разряд.
13.Выпишите из текста 3 слова , образованные разными словообразования, укажите производящее слово и обозначьте словообразовательную морфему.
Вглядитесь в картину «Цветы, фрукты, птица». Как легки краски, какую гармонию в окружающем мире создает художник. Картина незамысловата по своему сюжету. Но как она прекрасна. Центральное место занимает ваза с бело-розовыми цветами. Лишь один цветок нежного желто-коричневого цвета. Но он не вносит в букет диссонанс, напротив, дополняет его, придает какую-то особую прелесть. На цветах видна каждая тычинка. Продолговатые листья изящно изогнулись, обнимая прекрасные соцветия.
Вода в вазе чистая и прозрачная. Четко виден в ней каждый стебелек. Также прозрачны ягоды красной и белой смородины, лежащие перед вазой. Сквозь тонкую сочную мякоть можно разглядеть даже зернышки семян. Мир природы чист и прекрасен. Хочется сказать словами Н.А. Некрасова: «Нет безобразья в природе…».
Вокруг вазы лежат красные яблоки, чуть в стороне – большая кисть винограда, сорванная вместе с лозой. Все это настолько свежее, что на лозе еще не завяли листья, а усики как будто ищут, за что можно зацепиться, чтобы подняться вверх, к яркому солнцу. Солнца нет на картине, но желтый фон создает впечатление яркого солнечного дня. Этому же и порхающие у фруктов бабочки. По яблоку ползет какой-то жучок. На ветку винограда примостилась диковинная птичка. Она внимательно следит за чем-то на яблоке. Может быть, выжидает, когда из своего убежища выползет червячок.
Ф.П. Толстой не стал помещать цветы и фрукты на какой-либо предмет. Они как бы парят в пространстве, отчего создается впечатление удивительной целостности живой и неживой природы, единства и неповторимости мироздания. Лишь разрезанное яблоко напоминает о присутствии в этом мире человека. Но он не нарушает общей гармонии.
Картина Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птичка» наполнена светом и неизъяснимой прелестью. Все это согревает душу теплом, которое излучает каждая травинка, каждый даже самый маленький цветочек, яркая бабочка или стрекоза.
Орфограмма: "Суффиксы -ИК-, -ЕК-".
Если при склонении слова (в родительный падеж) гласная не выпадет, пишется суффикс -ИК-: тёплый дождик (дождика); золотой ключик (ключика); яркий зонтик (зонтика); берёзовый листик (листика); яркий фонарик (фонарика); милый букетик (букетика); забавный хвостик (хвостика).
Если гласная выпадает → пишется -ЕК-. Сочетания со словами, в которых пропущена Е:
носовой платочек (платоЧКа)
кусочек (кусоЧКа) торта
твёрдый орешек (ореШКа)
душистый горошек (гороШКа)
забавный котеночек (котеноЧКа)
мягкий комочек (комоЧКа)
мой маленький ящичек (ящиЧКа)
Задание: Придумай предложения с этими сочетаниями.
Бабушка мне подарила красивый носовой платочек.
Я взял себе ещё один кусочек торта.
Папа никак не мог расколоть этот твёрдый орешек.
У нас на даче растёт душистый горошек.
У моей подружки живёт забавный котёночек.
Пушистый мягкий комочек лежал у меня на руках.
Мой маленький ящичек вмещает много безделушек.