1.Составьте предложения, в каждом из которых был бы использован один из синонимов: старый, старинный, давний, древний, ветхий.
Различие между ними Д.И.Фонвизиным объяснено так: «Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках…Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого… Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена».
Упражнение 2. Объясните употребление кавычек.
1.Аркадий Павлович, говоря собственными его словами, «строг, но справедлив». 2.Это «не хочу» поразило Антона Прокофьевича. 3.» Горек чужой хлеб, - говорит Данте, - и тяжелы ступени чужого крыльца». 4.В одном месте у Герцена сказано, что Москва всегда «становится в уровень с обстоятельствами, когда над Русью гремит гроза». 5.»Бить» в дудку для приманки перепелов учил меня Федор, который считался в этом деле великим мастером. 6.При модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал. 7.Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо «оказия» из Екатеринодара еще не приходила. 8.Полутыкин заикался, называл свою собаку Астрономом; вместо «однако» говорил «одначе». 9. Быстро несется вниз по течению красивый и сильный «Ермак», пароход купца Гордеева. 10. «Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. - Погодите? Как музыке идти? Ведь вы не так сидите». 11. «Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо с Что ты молчишь?»
ответ:
культурная речь и культура речи
для того, чтобы речь была по-настоящему культурной, она должны быть не только правильной, но и богатой, что во многом зависит от лексических знаний человека. для этого необходимо постоянно пополнять свой словарный запас новыми словами, читать произведения разных стилистических и тематических направлений.
важно выделять для себя ключевые слова той или иной тематики, запоминать удачные и необычные высказывания и фразеологические обороты. но для того, чтобы наиболее верно использовать запас слов и выражений, необходимо постоянно развивать и устную речь, и письменную.
при этого меняется направление собственных мыслей, которые впоследствии формируются в слова. необходимо стараться находить общий язык с разными людьми и выделять для себя разные темы для беседы.
понятие культуры речи
ведь понятие культуры речи связано не только с лингвистическими способностями, но и с общей культурой личности, с ее эстетическим и психологическим восприятием окружающего мира и людей.
культура речи развивает в человеке более высокий уровень духовности и благородства, и это понятие – условие не только для образованного и высокоразвитого человека, но и необходимость для любого культурного и внимательного человека.
ведь человеческая речь – наиболее часто используемый и остро необходимый способ выражения себя для человека, и делая свою речь более богатой и интересной, человек учиться выражать себя и свое мнение более полноценно.
объяснение: