1.Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы и знаки препинания радоваться чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. 2. Дурак и радость обратит в горе разумный и в горе утешится говорила мать. 3. Лицо матери как подсолнечник к солнцу всегда было обращено к радости к деянию добра. 4. Я был убежден что мать обладала особым талантом доброты и обостре (н,нн)ым ощущением природы которые она все время бе(с,сс)ознательно пыталась привить нам детям. 5. И сам я так (же) начинал смотреть на дерущихся воробьев слушать писк синиц с волнением ждать первой капели с крыш. 6. Каждый «воробьиный шаж..к» весны торжествовался как победа. 7. Слова матери глубоко западали в память трогали какие(то) (не)зримые струны души оберегали нас от тысячи тысяч пагубных с..блазнов бились в наших сер..цах (не)и(с,сс)якаемым подспудным р..дником. 8. Немало людей живут злобой к..рыстью завистью.9. Не радуются н.. весне н.. птич..ему звону и оттого глаза у них мутные тусклые. 10. Слепцы они… 11. А со слепого какой же спрос 12. Как ..делать чтобы всем жить было радос..но она не знала. 13. И видела источник радости в окружающей ее природе. 14. Мать не представляла иной силы так чудодействе(н,нн)о окрылять человеческую душу и поражалась как другие не понимают этого. (По Е. Н. Пермитину)
2.Определить стиль речи текста, указать доказательства принадлежности текста к определенному стилю.
3.Подчеркнутые слова разобрать по составу.
4.Объяснить лексическое значение слов: ТАЛАНТ, СТРУНА, ИСТОЧНИК.
5.В каком значении эти слова использованы в тексте? Поясните их роль.
6.Выпишите антонимы.
7.Перестройте второе предложение.
8.Произведите синтаксический разбор 4-го предложения. Необходимо также составить схему предложения, указать тип связи.
9. Произвести пунктуационный разбор 4-го и последнего предложений. Их необходимо выписать, знаки препинания пронумеровать.
10.Укажите связи 5-6, 11-12 предложений.
11.Выпишите примеры использованных в тексте художественных средств:
а) антитеза;
б) сравнение;
в) метафора;
г) риторический вопрос;
д) бессоюзие.
12.ответьте на вопрос: что, с вашей точки зрения чудодейственно окрылять человеческую душу»?
2) Иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы.
3) Царь завещал свой дворец и всё войско старшему сыну, и стальное кольцо младшему.
4) Зрители или ходят по лестнице, или осматривают экспонаты, или сидят на мягких диванах и разговаривают.
5) Слухи как об успехах, так и о провалах разносятся быстро,
6) Он говорил, если не слишком гладко, то убедительно.
7) Из тумана донёсся стук колёс и в этом чудилось мне что-то задорное.
8) Нужно было ещё решить вопрос с подарками, и, забежав в магазин, он купил шарфики для бабушки и мамы, и духи для сестры.
9) Борис или молча сидел, или говорил без умолку, или ходил по комнате.
10) Соловьёв всегда умеЛ ценить хорошую книгу и проникновенную беседу, и весёлый праздник, и истинную дружбу.
11) На поляне то духотой пахнёт, то прелью, то запахом грибным у срубленного пня.
12) Он часто приносил с охоты утку или кулика, или зайца.
13) Плачу сначала потихоньку, потом всё громче и громче, и от горячих слёз мне становится холоднее.
14) Мне интересны как растения, так и животные этого края.
15) В его речи прозвучали пожелания и поздравления одноклассникам, и искренняя признательность учительнице.
16) Аромат полевых цветов и щебет птиц, и шум листвы, и грёзы уводят меня в невозвратное
17) Он отчаянно метался то набрасываясь на книги по искусству, то начиная лихорадочно исправлять готовые портреты, пейзажи, натюрморты.
18) По жилету спускалась стальная цепочка и на ней болтались швейцарские часы.
19) Всё истинно новое свидетельствует о красоте и добре, и обещает в будущем погибель зла.
20) Вид большой проснувшейся реки представляет не только величественное, но и довольно страшное зрелище.