)
1) Старый воробей Сидор спал на шестке, раздувшись,
как шарик. 2) Всю зиму Сидор жил в избе у Кузьмы самостоятельно, как хозяин. 3) Кашу он склёвывал прямо
из мисок, а хлеб старался вырвать из рук. 4) Когда его отгоняли, обижался, ершился и начинал драться и чирикать
так сердито, что под стреху слетались соседские воробьи,
прислушивались, а потом долго шумели, осуждая Сидора
за его дурной нрав.
(К. П а у с т о в с к и й)
Задания
1. Определите стиль текста.
2. Соотнесите слово и его лексическое значение, записывая ответ таким образом: 1-Б.
1) Шесток А) Нижний свисающий край крыши деревянного
дома, избы
2) Миска Б) В русской печи: широкая площадка между
топочным отверстием в печи и топкой
3) Стреха В) Посуда в виде маленького таза
3. Запишите слова, близкие по значению к словам ершился, дурной.
4. В 1-м предложении автор использует приём сравнения, описывая, на что похож раздувшийся воробей. Запишите несколько своих сравнений: воробей как..., словно... .
5. Продолжите предложение: «Использование слов шесток, стреха позволяет понять, что действие происходит...» Где именно?
В IХ веке в Византии в городе Солунь жили два брата – Константин и Мефодий. Были они люди умные, мудрые, хорошо знали славянский язык.
По славянского князя Константина греческий царь Михаил послал братьев славянам. Братья Константин и Мефодий должны были рассказать славянам о святых христианских книгах. Позже, приняв монашество, Константин получил имя Кирилл.
Славяне , жившие в те времена, умели пахать, косить, холсты ткать, узорами их вышивать. А вот книги читать и письма писать не умели.
Младший брат Кирилл решил написать книги, понятные славянам, но для этого нужно было придумать славянские буквы.
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Кирилл много думал, работал. И вот азбука была готова. В ней было 44 буквы. Часть их была взята из греческого алфавита, а некоторые были придуманы для передачи звуков славянской речи. Так славянские народы получили свою письменность – азбуку, которая называется кириллица.
Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Названия букв напоминали людям о словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете», «земля», «люди».
Солунские братья – гордость всего славянского мира. Весь славянский мир благодарен братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Это случилось в 863 году. Они же перевели греческие книги на славянский язык, чтобы славянам было, что читать.
Кирилла и Мефодия часто рисуют идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им путь. 44 буквы-сестрицы смотрят на нас с этого старинного свитка .
Исключительный интеллект одного и стоическое мужество другого — качества двух людей, живших очень задолго до нас, обернулись тем, что мы сейчас пишем их письменами, и складываем свою картину мира по их грамматике и правилам.
Перескажите текст подробно.Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения.Перескажите текст сжато.ответьте на вопрос: «Как вы думаете, почему К. Паустовский назвал В. Гиляровского легендарной личностью?»