1.сжать текст
2.сжатое изложение
1. вечные ценности
эффект бумеранга (текст 1)
в автобусе было душно и тесно. старика зажали со всех сторон, и он уже сто
раз о том, что решил поехать на очередной прием к врачу ранним утром. он ехал и
думал о том, что совсем, казалось бы, недавно, а на самом деле семьдесят лет тому назад, он
ездил на автобусе в школу. а потом началась война. он не любил вспоминать то, что он
пережил там. больно было вспоминать тех, кто ушёл с ним добровольцем на фронт и не
вернулся. война была для него и личной трагедией: во время боёв под москвой и
сталинградом погибли его отец и старший брат.
но был в его жизни один случай, который он тоже не мог забыть и простить себе. он
ехал на автобусе в школу (он тогда учился в третьем классе), сел на последнее свободное
место, отвернувшись от старика, который облокотился о поручень у дверей. он
не заметил, где сошёл старик, но почему-то весь день потом вспоминал о нём, и острая
поздняя боль раскаяния пронзила его душу. «почему я не уступил ему место? » – этот вопрос
терзал день изо дня. потом постепенно это воспоминание ушло на задний план, но время от
времени возвращалось как укол совести, как руководство к правильному поведению, к
уважению старших и поклону их опыту и седине.
теперь, когда он сам стал таким же немощным стариком, ему было до слёз обидно,
если он сталкивался с неуважительным отношением к людям пожилого возраста, к
ветеранам.
автобус остановился на остановке, пассажиры начали выходить, стоять стало
свободнее. вдруг к нему подошёл мальчик лет десяти и сказал: «садитесь, дедушка, на моё
место, мне кажется, вам тяжело стоять». у старика навернулись слёзы на глаза. это были
одновременно и горькие, и сладкие слёзы. они горчили потому, что совесть опять напомнила
случай семидесятилетней давности, но они радовали и согревали сердце потому, что он
этому мальчику верил, что не всё потеряно для человека.
(308 слов)
(по с. горевой)
І. Гусиная стая: лебединая песня; орлиный взмах; воробьиная стая; голубиное
гнездо; соболиный мех; утиная охота; змеиный укус; куриный бульон; зверинный
крик; муравьиная куча;
П. Шерстяная юбка; серебряная брошь; ледяная стужа; водяной вал; глиняный сосуд;
полотняный костюм: жестяной чайник; стеклянный; деревянный; оловянный.
III. Соломеный; огненный; обеденный; родственный; единственный; таинственный;
современный,лимонный; ураганный; батальонный; экскурсионный.
IV. Малышка умна; морковь полезна; утро туманно; дорога длинна; рукопись бесценна;
даль пустынна; герои мужествены.
V. Клюквенный морс; старинная картина; глиняный сосуд; пламенная речь; безветреная
погода; юный художник; голубиная стая; песчаная стая; песчаный берег; серебряный кубок;
торжественное событие; ветреный день.
Солнышко еще только выглянуло из-за дальнего леса, а пчелы уже на работе. Воздух над пасекой весь наполнен пчелиным гулом. Вслед за пчелами поднимается Саня. Он спит в деревянной беседке, поставленной прямо в середине пасеки. Мальчик потянулся сладко, умылся и пошел к своему рабочему месту. Теперь до самого завтрака будет постукивать топориком, строгать поблескивающие доски, чинить поломанные ульи и мастерить новые. Затем пойдет осматривать пасеку. Двести пчелиных домиков. Работы немного. А в комнатах Володи и Лены тихо. Идет научная работа. Пчеловоды шума не любят. Я, осторожно приоткрывая дверь, вижу, что Лена склонилась над микроскопом. Она пишет на большом листе, изрисованном графиками. К ней подходит Володя, и они о чем-то говорят. Они говорят о новой породе пчел.
Озаглавьте текст
Выпишите из текста предложение с причастным оборотом, графически объясните постановку знаков препинания, составьте схему.