1. Укажите неверное утверждение.
А Смысловые отношения между предложениями в бессоюзных сложных предложениях выражаются в устной речи интонацией, а на письме -знаками препинания.
Б Если части бессоюзного сложного предложения осложнены, между ними ставится тире.
В Если второе предложение дополняет смысл первого, между ними ставится двоеточие.
Г Если первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится в первом, между ними ставится тире.
2. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором перечисляются какие-либо факты (знаки препинания не расставлены).
А День начался (?) всё вокруг зазвенело.
Б Сомнений не было (?) кто-то осторожно приближался к нам через заросли.
В Встает купец (?) идёт разносчик (?) на биржу тянется извозчик.
Г Теперь я вижу (?) пышный свет не для людей был сотворен.
3. Укажите бессоюзное сложное предложение, в котором второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом (знаки препинания не расставлены).
А Палубы не было видно (?) она вся покрылась волнами.
Б Поезд ушёл быстро (?) огни его быстро исчезли.
В Облако пройдёт (?) озеро опять заблестит.
Г Кругом ярко светит солнце (?) поохотиться ещё можно.
4. Укажите бессоюзное сложное предложение, в первом предложении которого указывается на время или условие того, о чём говорится во втором (знаки препинания не расставлены).
А Я выглянул из кибитки (?) всё было мрак и вихорь.
Б Я умираю (?) мне не к чему лгать.
В Откажут (?) мигом утешался.
Г Посмотрит (?) рублём подарит.
5. Укажите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между в нём.
А Дамам он не понравился, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтобы герой был решительное совершенство.
Б Вдали, за чёрными кустами и бетонной стеной, попыхивало в небо пламя, а здесь было темно и тихо.
В Сначала он ничего не чувствовал и поглядывал только назад, желая удостовериться, точно ли выехал из города.
Г Скоро Селифан показался в дверях, и барин имел удовольствие услышать те же самые речи, какие обыкновенно слышатся от прислуги в таком случае...
6. Укажите, какие виды связи использованы между простыми предложениями в сложном.
«Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова; когда он держал в руках её печатные оттиски, жить ему оставалось недолго, несколько считанных месяцев.
А Сочинительная и подчинительная; Б сочинительная и бессоюзная;
В подчинительная и бессоюзная; Г сочинительная, подчинительная и бессоюзная.
7. Составьте и запишите бессоюзное сложное предложение, в котором между предложениями ставится запятая.
8. Составьте и запишите бессоюзное сложное предложение, в котором между предложениями ставится тире.
9. Составьте и запишите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью.
10. Сделайте синтаксический разбор предложения. (Смотри инструкцию к предыдущим урокам)
«Вишнёвый сад» — последняя пьеса Чехова; когда он держал в руках её печатные оттиски, жить ему оставалось недолго, несколько считанных месяцев.
Задание 1. Переписать БСП, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания. Указать грамматические основы предложений. Определить смысловые отношения между частями сложного предложения, пользуясь алгоритмом. Объяснить расстановку знаков препинания по образцу.
Образец: [ Алексей решил] : [довольно тянуть]. (БСП со значением дополнения).
что
[ - = ] : [ - = ].
1.Будет хорошая погода пойдем в горы. 2. См…трю в окно ст…ит темная ноч… . 3. П…ет море гудит город ярко сверкает солнце. 4. Богатому не спится богатый вора б…ится. 5. Зато Обломов был прав на деле (ни)одного пятна, упрёка в х…лодном, в бе(з,с)душном цинизме, без увлечения и без борьбы, не лежало на его совести. 6. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность он любил до смерти ра(с,з)сказывать одно и то же.
2 уровень
Задание 1. Определить типы СПП. Заменить их сложными бессоюзными предложениями и объяснить знаки препинания по образцу. При синонимической замене предложений, если необходимо, опустить ненужные слова, изменить порядок членов предложения. Выполнить работу по образцу.
Образец: (Когда ехал сюда), [ рожь начинала желтеть]. (СПП с придаточным обстоятельственным времени). - [Ехал сюда] - [рожь начинала желтеть]. (БСП со значением времени).
когда
[ = ] : [ - = ].
1. Идти было трудно, потому что колючие кусты разрослись густо. 2. Если увидишься с Горьким, то поговори с ним. 3. Я тебе определенно скажу, что у тебя есть талант.
Задание 2. Соедините смысловое значение с предложением (знаки препинания не расставлены):
а) чередование 1) Все поняли никто не сможет этого избежать;
б) определение дождь вечернее небо очистилось стало тихо;
в) сравнение 3) Хвалы приманчивы их все желают;
г) изъяснение 4) Я выглянул из кибитки всё было мрак и вихорь;
д) причина 5) Он появился летний приходит дождь;
е) время 6) Палубы не было видно она вся покрылась волнами;
з) следствие 7) К столбам прикреплены таблички тут останавливаются.
3 уровень
Задание 1. Дополните предложения так, чтобы получились БСП с различными смысловыми значениями (указать отношения, грамматические основы, составить схемы):
а) Утро было прекрасное;
б) Картина переменилась;
в) Зелёные дубы развесив свои кудрявые кроны закрыли небо;
г) Замела метель дорожки;
Задание 2. Составить БСП по данным схемам. Записать их.
[ ] , [ ].
(отношение одновременности)
[ ] - [ ].
(1-ая часть со значением времени)
[ ] : [ ].
(2-ая часть со значением причины)
Объяснение:
Объяснение:
Уже к вечеру 22 июня в военкоматы Омска было подано 1 270 заявлений от добровольцев, которые послать их в действующую армию, на передовые позиции. В городе и области было сформировано 18 воинских подразделений. Всего же за годы войны на фронт из Омской области ушли 287 тысяч человек. 144 тысячи так и остались на полях брани. Омская область дала стране 136 Героев Советского Союза. Среди них генерал - лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев. Человек несгибаемой воли и мужества, погибший в нацистском плену, но не изменивший воинской присяге, он стал символом сопротивления агрессору. И не случайно, во множестве городов России есть улицы уроженца Омска, генерала Карбышева. В 2019 году его имя было присвоено и омскому аэропорту.