1. Укажите сложноподчиненное предложение.
1) С приближением к морю все больше исчезали широколиственные древесные породы, зато преобладающим сделались славянская ель, белокорая пихта.
2) Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи.
3) Погода была холодная, ветреная, и сугробы намело выше окон.
4) То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь.
2. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное определительное?
1) Где некогда было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.
2) Я не знаю, где граница меж товарищем и другом.
3) Там, где тогда мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов.
4) Нам эта встреча давала возможность еще раз поговорить о старинных российских городах, где живут прекрасные люди.
3. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное изъяснительное?
1) Гений настоль внутренне богат, что любая тема, любая мысль, случай или предмет вызывают у него неиссякаемый поток ассоциаций.
2) Было так тихо, что издалека слышались трески ломающейся от мороза земли, шорох зябнущей ветки.
3) Я надеюсь, что вы не откажетесь отобедать у меня.
4) Пыль на улице такая едкая, что глазам больно.
4. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное причины?
1) Солнце светило так ярко, что все кругом сверкало и искрилось.
2) Я замолчал оттого, что мои глаза остановились внезапно на трех запыленных портретах в черных деревянных рамах.
3) Было так темно, что она с трудом различала дорогу.
4) Окрик показался ей настолько громким, что она ничком упала на землю.
5. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное места?
1) Было невыносимо видеть, как плачет этот большой, сильный, волевой человек.
2) Несколько минут он стоял неподвижно и старался определить, откуда доносился этот нарастающий гул.
3) Решено было идти завтра, если дождь перестанет.
4) Где светлый луч, спускаясь вниз, по серым камням точит слезы, ползут на черный кипарис гроздьями пурпурные розы.
6. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное цели?
1) Чтоб чем-нибудь играть от скуки, копьё стальное взял он в руки.
2) Молю, чтоб буря не застала, гремя в наряде боевом, в ущелье мрачного Дарьяла меня с измученным конем.
3) Метели, что ломятся в дверцы, с дороги меня не собьют.
4) Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад.
7. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное времени?
1) Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задернулись занавески.
2) Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.
3) Как только стало светать, мы двинулись дальше.
4) Редки и счастливы посещающие нас мгновения, когда мы опять можем почувствовать себя детьми.
8. В каком сложноподчиненном предложении есть придаточное образа действия?
1) В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.
2) Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.
3) Вследствие того, что весна здесь наступает поздно, пашут только в мае.
4) Я еще в комнате услыхал, что самовар гудит неестественно.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Нам понадобится проводник (1) в надежности (2) которого (3) не было бы сомнений.
1) 1 2) 2, 3 3) 3 4) 1, 3
10. Среди предложений 1-7 найдите сложноподчиненное предложение с определительным придаточным. Напишите номер этого сложного предложения.
(1)Всюду языковое разноцветье. (2)Какое поле для наблюдения лингвистов, литераторов, актёров! (3)Но как необычно, одухотворённо звучат в нашей сверхделовой речи старинные слова, которые ушли временно, но живут на страницах классиков и ждут светлых дней.
(4)Ни в коем случае не стоит закрывать глаза на то, что, кроме иноязычных слов, нас захлёстывает и уголовная лексика. (5)Откуда пришли эти «крутые», «прикольные», «крыши», «клёвые»? (6)Их источник ясен. (7)Но почему они расцветают среди вполне приличной молодёжи, звучат с экрана, пестрят в печати? (По Т.Жаровой)
зимний вечер один из самых замечательных рассказа А.С.Пушкина. Автор рисует перед читателями картину, которая даже смелого человека испугать и заставить подумать о собственной безопасности. В этот период поэт переосмысливает жизненные ценности, задумывается о смысле жизни, о собственной судьбе. Эти мотивы нашли свое отражение в стихотворении «Зимний вечер». произведение написано в 1825 г., когда поэт перебывал в ссылке в имении Михайловском, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.
Объяснение:
Изображение природы занимает важное место в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. В стихотворении «Зимний вечер» поэт передаёт образ зим и настроение, которое навеял ему этот ненастны зимний вечер. Пушкин описывает русскую зиму с её бурей, снежными вихрями, которые стучат в окошко его «ветхо лачужки». Для создания образа зимы он употребляет такие глаголы: «кроет», «завоет», «заплачет», «зашумит», «застучит». Они передать ощущен и холода от зимней бури. Природу Пушкин олицетворяет: "…То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя…" «Ветхая лачужка» с обветшалой кровлей «и печаль на, и темна» — это описание тоже проникнуто ощущением холода. И поэт пытается «согреться» тёплым! воспоминаниями о юности. Няню Пушкин ласково называет «старушка», «мой друг», «добрая подружка». Мы видим, что поэту не хватает уюта, тепла, понимания. В этот зимний вечер ему гак хочется перенестись обратно в своё детство, и он просит няню: …Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Но Пушкин понимает, что детство и юность не вернуть, и холодный зимний вечер усиливает его печаль, грусть, переживания, тоску, которые не смогут теперь прогнать даже добрые песни няни, звучащие эхом из далёкого детства. От этого поэту хочется «выпить с горя», забыться: …Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Эти строки и описание снежной бури Пушкин дважды повторяет в стихотворении. И мы понимаем, что зимний вечер вызывает у Пушкина грусть, воспоминания о «бедной юности» и, возможно, о лете и счастье.
Объяснение: