1. В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. 2. Его значение в нашей жизни велико. 3. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. 4. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература. 5. Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. 6. Читаете одну страницу, другую – и вдруг совершается чудо! 7. Перед вами разворачиваются удивительные картины: герои отправляются в путешествия, сражаются с врагами друзей, открывают тайны природы. 8. И вместе с ними вы тоже путешествуете, участвуете в спорах, вступаете в бой, терпите поражения и побеждаете. 9. Сила художественного слова, музыка стиха, выразительность авторской речи покоряют и завораживают читателя. 10. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. 11. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. 12. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. 13. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. 14. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. 15. Оно человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя. 16. Искусство сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. 17. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. 18. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. 1. Синтаксический анализ. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1. Который не соприкасался бы (предложение 1) 2. Конечно (предложение 12) 3. Оно увидеть (и) понять (предложение 15) 4. Разворачиваются (предложение 7) 5. Искусство сохранять (предложение 16); 2. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. Полоса света(1) подкравшаяся сзади (2) шмыгнула через бричку (3) и лошадей (4) понеслась навстречу другим полосам (5) и вдруг (6) вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень (7) и засверкала росой. 3. Синтаксический анализ. Замените словосочетание «минуты жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 4. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 1) ЗДОРОВЬЕ - в приставке пишется буква 3, так как корень начинается со звонкого согласного. 2) ОТПРАВЛЕННОЕ (письмо) - в суффиксе полного страдательного причастия времени пишется две буквы Н, так как слово образовано от глагола несовершенного вида. 3) НЕГОДУЮЩИЙ – НЕ с причастием пишется слитно, так как оно не употребляется без НЕ. 4) ПРИЦЕПИТЬ – пишется приставка ПРИ-, имеющая значение неполноты действия. 5) (они) МЕЧУТСЯ - в окончании глагола первого спряжения 3 лица мн. ч. пишется буква У. 5. Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись не оказывают на нашу жизнь влияния. 2. Художественная литература никак не воздействует на человека. 3. Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь наедине с автором. 4. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. 5. Искусство не формирует взгляды и чувства человека. 6. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1. Когда вы открываете незнакомую книгу, то остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. 2. Читаете одну страницу, другую – и вдруг совершается чудо! 3. Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. 4. Искусство человеку лучше увидеть и понять самого себя. 5. Искусство незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека. 7. Лексический анализ. Найдите в тексте синоним к слову воздействуют (предложение 4). Напишите этот синоним.
На фотографии «Сухие стволы сосен» запечатлены сосны уже давно умершие. Их стволы высохли и почернели от времени. От одной сосны остался только искореженный пень. Другие стволы кривые, изогнутые. Вокруг них также нет жизни: не пробивается из-под земли ни одна травинка. Лишь за стволами господствует жизнь. Там зеленеет густая трава, растут другие деревья.