1. Вороны и галки в тополе базарным криком(1) будили ещё холодную Росстань (2) они даже не испугались (3) когда маленькая девчушка в больших валенках (4) и в материнских рукавицах впервые вышла на полевой холм. 2. Сейчас ей хотелось попричитать (1) но она вспомнила ту майскую Росстань (2) когда цвела черемуха (3) и ребята (4) положив гармошку (5) играли у этого камня в бабки (6) а она вместе с девками пела первые частушки (7) ломая черемуху. 3. Такая счастливая была та весна (1) что по ночам никому не хотелось спать (2) и по воскресеньям Росстань всю ночь слушала гомон гулянок. 4. Рядом прогудел ночной жук; дальний увал (1) где терялась дорога (2) заволокло сумерками. 5. Пока телега с пьяным Павлом спускалась вниз (1) Мария стояла на холме (2) и муж (3) держа на её плече тяжёлую руку (4) мусолил цигарку (5) и всё не давал Марии реветь (6) а она слушалась (7) затихала (8) но через минуту снова голос её прорывался (9) и он опять успокаивал. 6. Сиренево-тёмное небо (1) если приглядеться (2) рождало новые россыпи звёзд (3) дух тёплого клевера мешался с прохладой (4) ещё не набрякшей росы. 7. Но пришла осень (1) а война разгорелась ещё шире (2) не одна товарка стала вдовой (3) и страх по ночам часто душил Марию. 8. Круглолицая недобрая луна бесшумно стелила по голубоватым снегам мёртвую желтизну (1) а днями (2) растопырив громадные уши (3) вставало холодное солнце (4) замерзшие птички (5) камушками падали в снег. 9. Над Росстанью плыла летняя тишина (1) вся равнина внизу потемнела (2) потому что (3) луна закатилась за случайное облако. 10. Даже Валдай (1) не желая (2) с гусями связываться (3) обычно уходил от них прочь (4) а корова при их виде так сердилась (5) что бросалась на них с рогами. 11. Павлуня увидел (1) как дрожит от ветра (2) торчащий из снега (3) стебель репейника (4) и догадался (5) что на улице ещё холодно (6) хотя (7) и капает с застрехов. 12. Однажды (1) взглянув на улицу (2) он увидел (3) что в одном месте на грядках снег стаял (4) и от этого там зачернела земля
1) Сашка торопился домой, чтобы посмотреть футбольный матч по телевизору.
2) Она не стала есть апельсин, потому что у нее аллергия на цитрусовые.
3) Мы разговаривали шёпотом, чтобы не разбудить малышей.
4) Она старательно обходила лужи, чтобы не промочить новые туфли.
5)Телефон сломался, так как в него попала вода.
1) Славка улыбнулся, и Машенька улыбнулась ему в ответ.
2) Медсестра перевязала рану, и Ильину разрешили идти домой.
3) Она любила персики, а Лиза обожала финики.
4) Мы решали задачи, а мальчишкам задали только примеры.
5) На улице похолодало, и скоро пошёл снег.
Первой картиной фольклорного цикла была картина “Аленушка” (1881 г.) Васнецов по-новому смотрит на героев сказок, у него свой взгляд на них. Давайте внимательно рассмотрим картину “Аленушка”.
Кого мы видим на картине? Где она находится? Какое настроение вызывает у вас картина? Почему?
Представим, что мы не знаем название картины. Как бы мы ее назвали? Дайте свое название картины.
Выберите из этих названий наиболее подходящее:
Девушка у омута.
Печаль.
Обида.
Грустная девушка.
Страх.
В лесу.
Одиночество.
Обоснуйте свой выбор.
Итак, мы выбирали те названия, которые нам понять душевное состояние девушки.
Реальное и сказочное в сюжете картины.
Трудно сказать, когда начал зарождаться и созревать первый замысел картины. Вот как говорил Васнецов о том, что побудило его взяться за такую картину.
“Не помню, когда впервые зародилась у меня “Аленушка”, как будто она давно жила в моей голове, но реально я ее увидел, когда встретил одну девушку, которая поразила мое воображение. Сколько тоски , одиночества и чисто русской печали было в ее глазах (см.эпиграф к уроку), что я прямо охнул, когда встретился с ней”
Что же побудило Васнецова к созданию такой картины – реальная, настоящая жизнь или сказочный сюжет?
Как вы думаете, почему картина называется “Аленушка”? А есть ли в сказке “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” такое место, которое изображено на картине?
Напрасно мы стали бы искать конкретное место в сказке. Образ девочки-сиротки сложился у Васнецова под влиянием русских народных сказок о горькой судьбе обездоленных детей.
Какую сказку вы читали на уроке литературы, в которой тоже показана жизнь девочки-сироты? (“Василиса Прекрасная”) Наверное, Васнецов знал и эту сказку.
Глубокое сострадание, сочувствие к детям – сиротам, их судьбе звучит в русских народных песнях, которые не раз слышал Виктор Михайлович Васнецов. Вот одна из них:
“От тятеньки и от маменьки я осталася,
По чужой-то дальней сторонушке шаталася,
Много горюшка – кручинушки напрималася,
Без постелюшки я, горька сиротинушка, наспалася”.
Итак, картина написана как будто на сказочный сюжет, а воспринимается как кусочек реальной, настоящей жизни. Здесь все правдиво, чувствуется большая любовь к людям, к родной природе.
Ведь в сказках мы встречаемся со словами и действиями Аленушки, она показана в различных обстоятельствах. А художник-живописец передает ее внешний облик и душевное состояние. На картине перед нами зримый образ Аленушки