1. Восстановите порядок разбора предложения. Снаружи палатка была окопана ровиком, чтобы не натекла вода.
1)Двусоставное(1).2)Неосложнённое(1).3)Двусоставное(2)4)Невосклиц
ательное.5)Нераспространённое(2).6)Повествовательное.7)2часть.8)1
часть.9)Неосложнённое(2).10)Распространённое(1).11)Сложное.12)Союзное
2.Соедините простые предложения в сложные с
подходящих по смыслу союзов и без них.
1)Наступило утро. Во многих окнах всѐ ещѐ горел свет.
2)Растения хорошо развивались. Надо ежедневно поливать их.
3)Опадают последние листья с деревьев. Улетают перелѐтные птицы.
4)Дорогу можно переходить. Зажигается зелѐный свет.
3.Составьте схемы к сложным предложениям.
1)Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели.
2)Собака поджала хвост, шерсть на загривке стала дыбом.
3)Если вы будете сидеть за компьютером больше двух часов в день, это
навредит вашему здоровью.
4)Перемена кончилась, и начался последний урок.
5)Чтобы глаза лучше видели, бабушка надевает очки.
4. Запишите предложения, отметьте грамматические основы.
1)Волчонок отскочил от площадки и заковылял на тонких лапках вдоль
стенки.
2)Я погладил котѐнка, и он замурлыкал.
3)Пришѐл пароход, и на нѐм мыли палубу.
4)В случае остановки лифта нажмите кнопку вызова дежурного и
ждите его прихода.
5.Укажите тип предложения:(сочинительное или подчинительное)
(Знаки препинания не расставлены)
1)Когда я зажѐг свет яркая лампа осветила меня.
2)Зубы будут здоровыми если вы чистите их ежедневно.
3)Обезьянка схватила банан и быстро отбежала подальше.
4)Пошѐл снег и вскоре вся земля побелела.
Прочитайте текст и выполните задания 12-16.
(1) Идёшь по лесной тропинке, любуешься деревьями-великанами и вдруг увидишь лёгкого и проворного зверька с пышным хвостом, перескакивающего с одного дерева на другое. (2) Или услышишь резкий, цокающий, громкий звук. (3) Это играют на дереве резвые белки.
(4) Бесстрашно перепрыгивают они с ветки на ветку. (5) Перебирая лапками, носятся по сучьям и по стволу дерева. Зверьки эти зимой и летом живут в лесах, где есть для них корм: шишки, орехи, жёлуди, ягоды; поедают они и насекомых. (6) Белок легко приручить. (7) Но, живя в неволе, они часто болеют и умирают, потому что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкли в лесу.
(8) Злейший враг белок — куница. (9) Она охотится ночью и утром ни свет ни заря, когда белка спит. (10) Куница хватает спящего зверька, разоряет беличьи гнёзда.
Задание 12. Озаглавьте текст.
ответ: Белки // ИЛИ: Проворный зверёк
Задание 13. Составьте план текста из трёх пунктов.
ответ: 1. Проворный зверёк с пышным хвостом.
2. Жизнь белок.
3. Злейший враг белок.
Задание 14. Запишите ответ на вопрос:
Почему, живя в неволе, белки часто болеют и умирают?
ответ: Белки в неволе часто болеют и умирают потому, что не могут жить без постоянного движения, к которому привыкли в лесу.
Задание 15. Определите и запишите лексическое значение слова НОСЯТСЯ из предложения 5:
Перебирая лапками, носятся по сучьям и по стволу дерева.
ответ: бегают.
Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
ответ: бегают, скачут, прыгают.
Задание 16. Объясните значение фразеологизма «ни свет ни заря», запишите своё объяснение. Опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма (не менее двух предложений). Включите фразеологизм в одно из предложений.
Ни свет ни заря — очень рано утром, до рассвета.
Наш самолет вылетал в 5 часов утра. Чтобы не опоздать в аэропорт, нам пришлось встать ни свет ни заря.
Когда мне было семь лет, видел снежного человека несколько дней подряд. Он появлялся утром в одно и то же время, всегда в восемь часов. Это были новогодние праздники, и мои родители спали. В первый раз я не сразу понял, в чем дело. Я проснулся, посмотрел на часы, а потом увидел, как в комнату входит волосатое, огромное существо. Я спал в одной комнате с родителями, но в разных кроватях, и боялся их будить, боялся, что это существо заметит меня. Оно мимо меня в другую комнату, а я спрятался под одеялом, слышал его шаги и очень боялся, что он меня найдет.
Когда родители проснулись, я рассказал им, что видел, и папа сказал, что такое может быть. Он сказал, что дети могут видеть то, чего не видят взрослые. Следующим утром всё повторилось: я чётко видел этого великана, он был ростом почти до потолка. Он снова в другую комнату, а я прятался под одеялом. Это повторялось ещё три раза. А потом я спал с собакой, которая до этого спала в той комнате, куда не заходил снежный человек. Я лежал полностью под одеялом, но слышал и чувствовал, как он подошёл к моей кровати и что-то делал над собакой. Больше он не приходил.