1. вспомните, что вам известно о местоимении. прочитайте предложения, завершая мысль:
a) местоимение - это самостоятельная часть речи; это слова, употребляемые вместо…
б) местоимения отвечают на вопросы…
в) местоимения не называют… и а только…
г) существует девять разрядов местоимений: 1) личные, 2)…, 3)…, 4)…, 5)…, 6)…, 7)…, 8)…, 9)…
2. прочитайте текст. выпишите из текста местоимения, укажите их разряд.
есть небольшие поучительные , которые любому из нас хорошо знакомы. иван андреевич крылов - кто же его не знает? его басни часть нашего детства, хотя и писал он их исключительно для взрослого читателя. вы наверняка помните наизусть некоторые из них. в баснях часто говорится о животных, но все понимают: каждая басня - рассказ о неких людях и их пороках. высмеивая чьи-то недостатки, басни нам узнавать себя - это очевидно для всех, и здесь нечего возразить. сколько среди нас, например, таких беспечных лентяев, как стрекоза в басне «стрекоза и муравей». или тех, кому хочется напомнить басню «лебедь, щука и рак». никто не отрицает: герои крылова живут и среди нас.
чение буквенных переменных может оказаться недопустимым, если знаменатель дроби при этих значениях равен нулю. во всех остальных случаях значение переменных являются допустимыми, т. к. дробь можно вычислить.
пример 2. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение. чтобы данное выражение имело смысл, необходимо и достаточно, чтобы знаменатель дроби не равнялся нулю. таким образом, недопустимыми будут только те значения переменной, при которых знаменатель будет равняться нулю. знаменатель дроби , поэтому решим линейное уравнение:
.
следовательно, при значении переменной дробь не имеет смысла.
ответ: -5.
из решения примера вытекает правило нахождения недопустимых значений переменных – знаменатель дроби приравнивается к нулю и находятся корни соответствующего уравнения.
рассмотрим несколько аналогичных примеров.
пример 3. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь.
решение. .
ответ. .
пример 4. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
встречаются и другие формулировки данной задачи – найти область определения или область допустимых значений выражения (одз). это означает – найти все допустимые значения переменных. в нашем примере – это все значения, кроме . область определения удобно изображать на числовой оси.
для этого на ней выколем точку , как это указано на рисунке:
рис. 1
таким образом, областью определения дроби будут все числа, кроме 3.
ответ..
пример 5. установить, при каких значениях переменной не имеет смысла дробь .
решение..
изобразим полученное решение на числовой оси:
рис. 2
ответ..
графическое представление области допустимых (одз) и недопустимых значений переменных в дробяхпример 6. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение.. мы получили равенство двух переменных, приведем числовые примеры: или и т. д.
изобразим это решение на графике в декартовой системе координат:
рис. 3. график функции
координаты любой точки, лежащей на данном графике, не входят в область допустимых значений дроби.
ответ. .
случай типа "деление на ноль"в рассмотренных примерах мы сталкивались с ситуацией, когда возникало деление на ноль. теперь рассмотрим случай, когда возникает более интересная ситуация с делением типа .
пример 7. установить, при каких значениях переменных не имеет смысла дробь .
решение..
получается, что дробь не имеет смысла при . но можно возразить, что это не так, потому что: .
может показаться, что если конечное выражение равно 8 при , то и исходное тоже возможно вычислить, а, следовательно, имеет смысл при . однако, если подставить в исходное выражение, то получим – не имеет смысла.
ответ..
чтобы подробнее разобраться с этим примером, решим следующую задачу: при каких значениях указанная дробь равна нулю?
(дробь равна нулю, когда ее числитель равен нулю) . но необходимо решить исходное уравнение с дробью, а она не имеет смысла при , т. к. при этом значении переменной знаменатель равен нулю. значит, данное уравнение имеет только один корень .
правило нахождения одзтаким образом, можем сформулировать точное правило нахождения области допустимых значений дроби: для нахожденияодз дроби необходимо и достаточно приравнять ее знаменатель к нулю и найти корни полученного уравнения.
мы рассмотрели две основные задачи: вычисление значения дроби при указанных значениях переменных и нахождение области допустимых значений дроби.
рассмотрим теперь еще несколько , которые могут возникнуть при работе с дробями.
разные и выводыпример 8. докажите, что при любых значениях переменной дробь .
доказательство. числитель – число положительное. . в итоге, и числитель, и знаменатель – положительные числа, следовательно, и дробь является положительным числом.
доказано.
пример 9. известно, что , найти .
решение. поделим дробь почленно . сокращать на мы имеем право, с учетом того, что является недопустимым значением переменной для данной дроби.
ответ..
на данном уроке мы рассмотрели основные понятия, связанные с дробями. на следующем уроке мы рассмотрим основное свойство дроби.
волшебство-н
детектив.Если это книга.то неод.Если сыщик-одуш.Читать детектив.(и.п.=в.п.) и нанять детектива,работать у детектива(в.п.=р.п.)
детище -н
доклад-н
дружба-н
закаливание-н
заноза-н
зверобой.Если трава-неод.,(собирать зверобой)если герой романов Купера,Зверобой,то одуш.(читать про Зверобоя)
клумба-н
кокетка.Если часть платья,то неодуш(пришить кокетки),если девушка,то одуш.(видел многих кокеток)
коллега-о
корова-о
краб.Если живой,то одуш(видел краба в море(.Если продукт питания,то уже неодуш(я люблю крабы)
облако -н
половина-н
полотенце-н
птица-о
рыба-о
синева-н
слива-н
сустав-н
трудолюбие-н
усадьба-н
хлеб -н
цыганочка.Если танец,то неодуш.Если национальность,то одуш.(встретить цыганочек)
язва.Если рана-неодуш.(вижу язвы).Если вредный человек-одуш.(видел я таких язв!)
Если копать очень глубоко,то слово Заноза может обозначать и причину ранки,и противного человека.