(1)выбирать или не выбирать? (2)встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бытийных загадок ни времени, ни сил. «(3)мы живём, чтобы жить. (4)и жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)будем жить, как живётся, как все живут, как » (б)такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за круг усилий по его поддержанию! (7)известный психотерапевт михаил папуш замечает: «из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как-нибудь». (9)это не только про фортепиано. (10)это про жизнь. (11)или жизнь проще игры на фортепиано? (12)есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чередованию «чижика-пыжика» и «собачьего вальса», оставляя «танец маленьких лебедей» в области недосягаемой мечты о «высоком». (13)многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от желания, чтобы хорошо жилось? » (14)но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)как педагогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценностях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее. (17)мы не можем не выбирать. (18)в самой сердцевине культуры лежит установление различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью. (19)как показывают эксперименты современных психологов, группа делает более решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)причина этого в том, что принятие решений всегда основано на принятии некой ответственности. (21)высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответственность. (22)а когда принимает решение группа, происходит , растекание ответственности. (23)никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)страх ошибиться — страх ответственности за решение. (25)ошибка —. неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)эффективность действий зависит от человека , находить и исправлять ошибки. (27)обучение и воспитание во многом предстает как профилактика и исправление ошибок. (28)умный человек знает, как легко ошибиться. (29)поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к других. (зо)неразумный же человек, напротив, исходит из весьма простого принципа, что ему одному известна истина. (31)из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не разделяет его мнений, ошибаются. (32)люди умные и рассудительные, обсуждая какой-либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (зз)необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы. (34)итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бояться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами. (з5)давайте скажем себе: «раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)а достойна жизнь ответственная. (37)не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли! » (по б. бим-баду *) *борис михайлович бим-бад (род. в 1941 г.) — российский педагог, действительный член (академик) российской академии образования. доктор педагогических наук, профессор. 25. напишите сочинение по прочитанному тексту. сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). сформулируйте позицию автора (рассказчика). напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. объясните почему. своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). объём сочинения — не менее 150 слов. работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. если сочинение представляет собой пере-сказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём . сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Могу лишь сказать, что я абсолютно согласна с точкой зрения Бориса Михайловича. Действительно, если мы будем страшиться ответственности и избегать ее, разве станем мы достойными? Можем мы назваться человеком? Да и что это за жизнь, где мы не можем сами принимать решение.
В пример могу поставить так называемых "маменькиных сынков" - мужчин, которые всю свою жизнь не вылазят из-под маминого крыла. Почему так происходит? Все просто: эти люди боятся быть ответственны за что-то, боятся жить и работать самостоятельно. Боятся заводить семью. "Авось жена где-то пылинку пропустит и мамочка не одобрит, а ведь она меня, поганца такого, кормит, одевает, обувает до сих пор" - принцип, по которому живут такие люди. Они боятся утратить доверие и уважение матери? Нет! Таких мужчины боятся, что сделав что-то не так, мамочка не захочет больше приходить на и решать ИХ проблемы.
Покажите мне, где здесь достойная жизнь? Кому нравятся такие "мужчины"? Правильно, любителей "менять пеленки" среди нас нет. А кто как не мама.
Могу привести другой пример: сидим мы над контрольной. Вроде тест, но перед нами 3-4 варианта ответов и вот мы сомневаемся между 1 и 3. Мы видим, что и тот, и тот может оказаться правильным, а два ответа быть не может. И мы мусолим, мусолим эти ответы, оставляем на потом "когда отвечу на все, вернусь к нему" и в итоге за 5 секунд до сдачи, рисуем любой ответ, ибо деваться некуда.
Мы боимся выбирать. Потому, что от этого зависит наша оценка. А от оценки - степень радости родителей. И так далее и тому подобное.
В общем, что я хочу сказать. Давайте последуем примеру Бим-Бада и проживем достойную жизнь, не боясь делать выбор.
305 слов.