1 Выпишите ключевые
слова (слова из тематической
цепочки и цепочки нового).
2 Определите тему, основную
мысль текста.
3 Определите тип и стиль текста.
А) Лебеди летели через море. На
небе был полный месяц, и лебеди
далеко внизу видели под собой
синеющую воду. Один молодой
лебедь летел позади всех. Силы его
ослабли. Тогда он, распустив
крылья, пошёл книзу.
Б) Белый, как снег, с длинною,
гибкою и красивою шеей, лебедь
невыразимо прекрасен, когда
спокойно плывёт между камышей
по тёмно-синей поверхности воды.
В) Лебедь справедливо назван
царём всей водоплавающей птицы.
Своей величиной, силой, красотойи величавой осанкой он затмит
кого угодно.
Г) У нас свиристель – одна из
самых красивых птиц. Величиной
она со скворца или дрозда, голове
широкий бурый хохол, зачёсанный
назад. На крыльях ярко-красные
пятна и жёлтая оторочка на хвосте.
Ничего не скажешь, очень нарядна
эта птица. (Н.Акулов)
Д) Карло вошёл в каморку, сел на
единственный стул и, повертев так
и этак полено, начал ножом
вырезать куклу. Первым делом он
вырезал на полене волосы, потом –
лоб, потом - глаза… Сделал кукле
подбородок, шею, плечи,
туловище, руки…
Е) Игры – это не только детские
забавы и развлечения. Именно в
играх вырабатываются ловкость,
гибкость, развиваются ум,
смекалка, формируется характер
человека.Ж) Окраска опёнка осеннего
желтовато-серая или грязно-
коричневая, к середине шляпки
более тёмная. Ножка тонкая,
плотная, у шляпки белая, к
основанию серая, иногда
коричневая.
З) Акул называют морскими
разбойниками, так как они
распугивают и уничтожают рыбу,
рвут сети, иногда нападают на
людей. Не случайно акул считают
опасными рыбами.
И) В ночном пейзаже было что-то
сказочное. Лужайки, окружённые
кустами и залитые потоками
лунного света, казались
бездонными озёрами; стройные
прозрачные берёзы дремали, точно
заколдованные тихой ночью. И всё
это призрачное царство света и
теней показывалось на одну
минуту и исчезало, давая место
новым картинам. (По А. Куприну)
К) Корень – это главная,
обязательная часть слова. Именнокорень выражает основное
значение слова.
Сравним дом и дом-ик , суффикс
обозначает размер – «маленький»,
а корень – сам предмет), бежать и
прибежать, приставка обозначает
«приближение», а корень – само
действие. (энциклопедический
словарь)
Л) Я, Иванова Мария Петровна,
родилась в 1985 году в г. Асбесте
Свердловской области. В 2003 году
окончила школа № 30 г. Асбеста,
затем поступила в Уральский
государственный педагогический
университет на филологический
факультет. В 2008 году закончила
учёбу в университете, сейчас
работаю по специальности в школе
№ 30 г. Асбеста.
Границы деепричастных и причастных оборотов обозначены косыми линиями. Причастные обороты подчеркиваются волнистой линией (они выделены подчеркнутым курсивом), деепричастные - штрих-пунктиром (вот так: _._._ ДО выделены жирным шрифтом)
1. Пароход шёл задним ходом, / медленно поворачивая /.
2. Лодка, / ловко подпрыгивая / и / разбивая волну /, быстро уходила в открытое море, / ярко синевшее крепкой зыбью /.
3. / Сдав тетради учителю /, ребята выходили из класса, / оглядываясь на Генку /.
4. / Выбравшись на чистую воду /, старая утка поплыла вдоль залива, / испуганно оглядываясь / и / подзывая к себе утят /.
5. Сорока вспорхнула и, / распустив хвост по прямой /, полетела прочь.
6. / Ворча и оглядываясь /, Каштанка вошла в комнату.
7. Алексей вздохнул. / прощаясь с затухающим костром /.
Что такое искусство? Это то, что вызывает трепет в душе. Оно тронуть даже самые черствые и окаменевшие сердца. Творчество привносит в жизни людей красоту и дает возможность соприкоснуться с ней через музыку, живопись, архитектуру, литературу… Великая сила искусства направляет нас к добру и свету, вселяя в наше сознание надежду и ощущение значимости в этом мире. Порой лишь через нее мы можем выразить всю радость или боль, отчаяние или счастье. Чтобы аргументировать свои утверждения, приведу примеры из книг.
В рассказе А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» главный герой лишился своей жены и сам едва остался в живых. Это событие выбило его из колеи обыденности. В какой-то момент он понял, насколько бессмысленно все его существование, наполненное бытом, накопительством и рутиной. Под властью этих эмоций он играет на скрипке, изливая всю свою душу и все свои печали через звуки музыки. Тут его мелодию услышал еврей по имени Ротшильд, и она не оставила его в стороне. Он пошел на зов творчества. Никогда раньше за всю свою жизнь Яков Матвеевич не чувствовал жалость к кому-либо, да еще и к человеку, который раньше вызывал у него лишь презрение. И он, когда-то жадный и эгоистичный, отдал свой инструмент Ротшильду, вместе со всей своей музыкой – невероятным творением искусства. Эта скрипка и музыка Якова подарили Ротшильду славу, признание и шанс на новую жизнь. Так, сила творчества людям открыть в себе положительные стороны, найти взаимопонимание, а кому-то из них даже изменить свою судьбу.
В произведении И.С. Тургенева «Певцы» мы тоже можем найти интересный пример. Автор посвятил рассказ русскому народу и его отношению к искусству, ведь он сам знал, что такое народное творчество и русская душа. В этом произведении он показывает нам, насколько сильна может быть сила музыки, и как глубоко песня может затронуть сердца людей. Во время выступления Якова, надтреснутый голос которого был наполнен глубокой чувственностью, люди плакали, слушая его песню. Автор, пытаясь передать все свои эмоции и ощущения от услышанного и увиденного, говорил, что очень долго не мог сомкнуть глаз в ту ночь, ведь в ушах у него постоянно разливалась прекрасная песня Якова. Значит, сила искусства может воздействовать на чувства людей и управлять ими, очищая и возвышая душу.
Искусство – оно для всех. Для грубых и черствых, для добрых и чутких, для бедных и богатых. Кем бы не являлся человек, какой бы личностью не был, великая сила творчества всегда будет побуждать его на прекрасные поступки, будет сеять в душе чувство прекрасного, воплощать настоящие чудеса. Очищающая и возвышающая энергия искусства дает нам возможность жить правильно – по законам добра и красоты.