1.Выпишите номера сложноподчинённых предложений.
2.Выпишите номера предложений, осложнённых однородными членами.
3.Выпишите сочинительные союзы, которые есть в данном тексте. В скобках укажите номер предложения.
4.Найдите в тексте производный предлог. Выпишите его и номер предложения.
(1) Илья и Саня вместе учились с первого класса. (2)Миха попал к ним позже. (3)В той иерархии, которая выстраивается самопроизвольно в каждом коллективе, все трое занимали самые низкие позиции – благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости. (4)Илья был длинным и тощим, его руки и ноги вечно торчали из коротких рукавов и штанин. (5)Всегда одетый хуже других, тоже плохо одетых ребят, он постоянно паясничал и насмешничал, делал представление из своей бедности, и это был высокий её преодоления.
(6)Санино положение было хуже. (7)Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд. (8)К тому же он учился играть на пианино. (9)И не было никакого умиления, а только одни злые насмешки.
(10)Соединил Илью и Саню Миха, когда появился в пятом классе, вызвав общий восторг: он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (11)Стриженая голова, отливающий красным золотом кривой чубчик, даже глаза с оранжевым переливом. (12)К тому же – очкарик.
глагол:
- начальная форма (инфинитив) ;
- возвратный или нет;
- переходный или нет;
- вид;
- спряжение;
- наклонение;
- время (только у изъявительного наклонения) ;
- лицо (у настоящего, будущего времени и повелительного
наклонения) ;
- род (у прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе) ;
- число;
- роль в предложении.
образец разбора:
убрали - глагол, н. ф. - убрать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении,
прошедшем времени, множественном числе, сказуемое.
изменение глаголов по временам. неопределенная форма глагола. изменение глаголов по временампродолжим изучение такой части речи, как глагол и в этой статье разберем две темы: «изменение глаголов по временам» и «неопределенная форма глагола».
итак, какие же три времени имеет глагол и как отличит одно время от другого? глаголы имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее. они изменяются по этим временам:
настоящее время → что делает? летает
прошедшее время → что делал? летал
что сделал?
полетал
будущее время → что будет делать? будет летать
что сделает? полетает
глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по и имеют следующие окончания:
мужской род – нулевое окончание → что делал? светил
женский род – окончание -а → что делала? светила
средний род – окончание -о → что делало? светило
во множественном числе глаголы прошедшего времени по не изменяются: что делали? светили
в неопределенной форме стоят глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?
такие глаголы имеют суффиксы -ть, -ти:
неопределенная форма → что делать? дружить, идти
что сделать? подружить, пойти
неопределенная форма глагола не указывает не на время не на число. это начальная форма глагола и именно в этой форме глаголы в словарях.
в последнее время много говорят об охране природы. мы так загрязнили моря и реки, леса и степи, что стало страшно за будущие поколения. что оставим в наследство будущему?
в школах ввели предмет экологию. на этих уроках мы говорим об окружающем мире, о том, как легко нарушить в природе, а вот восстановить нарушенное сложно. природа сама восстанавливается, но медленно, поэтому люди должны беречь и охранять тот мир, в котором живут.
если мы отравим землю и воду, то будем дышать отравленным воздухом и питаться непригодной пищей. люди станут перерождаться в уродов. чтобы этого не случилось, надо беречь окружающую среду.
если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на предприятии, на котором работает, насколько изменится все вокруг! я надеюсь, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут.