Интонация в русском языке является важным средством передачи смысла высказывания. Предложение одного и того же лексического состава может быть понято по-разному в зависимости от интонации. Например, фразу Это место занято можно произнести с .вопросительной или утвердительной интонацией. Фразу Какой он художник можно произнести с восхищением или, напротив, выразить в оценке свое пренебрежение, не меняя лексического состава и порядка слов.
Интонация связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее. Например, в предложении Усталые дети быстро уснули может быть поставлена запятая после слова усталые, если определенно придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно. Предложение Увидимся завтра вечером также допускает второй вариант, с запятой перед словом вечером, если подчеркивается уточняющее значение обстоятельства.
Очень важна правильная интонация в бессоюзных сложных предложениях, потому что именно с ней связано выражение смысловых отношений между частями такого предложения. Ямщик свистнул, лошади поскакали — запятая при интонации перечисления. Если мы хотим передать значение следствия, то интонация будет другая: пауза длиннее, резче, повышается тон на слове свистнул, на письме вместо запятой ставится тире: Ямщик свистнул — лошади поскакали (А. Пушкин).
Многие слова русского языка многозначны, т. е. обладают иметь несколько значений одновременно. Одно из значений называется прямым, остальные переносными. Например, слово урок имеет такие значения: Работа, заданная на определенный срок (устаревшее): Солдатам устанавливался урок на день. Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию: Готовить уроки. Учебное занятие по какому-либо предмету: Урок литературы. To, из чего можно сделать выводы, - извлечь что-либо поучительное на будущее: Жизненный урок. Поучение, наставление: Урок ваш выслушала я... (Говорит Татьяна Онегину). Поэты умело обыгрывают многозначные слова, сталкивая их разные значения в одном контексте.
Однажды безветренным осенним днем ученик художественной школы, юный и румяный путешественник, ехал смотреть парад отечественной авиационной техники. Он в бешеном темпе крутил педали велосипеда. Быстро промелькнули багряный лес, ветряная мельница, песчаные и каменные отмели речки с деревянными баньками и предбанниками, водяными мельницами.Преодолев длинный путь, юный путешественник устроил себе обеденный перерыв. На пустынном берегу недалеко от торфяника, рядом с густым рябинником, сел на соломенный матрац и достал из берестяной котомки ржаной хлеб. Оладьи из блинной муки и свиной окорок. Вынул стеклянный стаканчик, глиняный кувшин с тыквенным соком, оловянную миску, серебряную ложку и костяную вилку. Из кожаного чехла взял карманный ножичек, нарезал веток и на костре сварил овсяную кашу.Пообедав, прилег и уснул. Снится ему туманный, весенний день, искусственные цветы и картинные галереи. Фонтаны с ледяной водой и сады с лимонными деревьями, ухоженные невидимыми тружениками. Ходит он, словно именинник, и всему радуется. Но восторженное настроение постепенно сменяется беспричинным страхом. Чувствуя себя пленником и мучеником, он попробовал открыть окно в гостиной. Ураганный ветер ворвался в комнату, сдул с письменного стола письма поклонников. Тут юный путешественник проснулся, понял, что всё это- обыкновенный сон, а беспричинный страх имел свои основания. Ещё бешенее закрутил он педалями велосипеда и ,молодец, успел вовремя!
Интонация в русском языке является важным средством передачи смысла высказывания. Предложение одного и того же лексического состава может быть понято по-разному в зависимости от интонации. Например, фразу Это место занято можно произнести с .вопросительной или утвердительной интонацией. Фразу Какой он художник можно произнести с восхищением или, напротив, выразить в оценке свое пренебрежение, не меняя лексического состава и порядка слов.
Интонация связана с пунктуацией, хотя, конечно, нельзя ставить знаки препинания, опираясь только на нее. Например, в предложении Усталые дети быстро уснули может быть поставлена запятая после слова усталые, если определенно придать добавочное обстоятельственное значение причины, и тогда его следует выделить интонационно. Предложение Увидимся завтра вечером также допускает второй вариант, с запятой перед словом вечером, если подчеркивается уточняющее значение обстоятельства.
Очень важна правильная интонация в бессоюзных сложных предложениях, потому что именно с ней связано выражение смысловых отношений между частями такого предложения. Ямщик свистнул, лошади поскакали — запятая при интонации перечисления. Если мы хотим передать значение следствия, то интонация будет другая: пауза длиннее, резче, повышается тон на слове свистнул, на письме вместо запятой ставится тире: Ямщик свистнул — лошади поскакали (А. Пушкин).
Многие слова русского языка многозначны, т. е. обладают иметь несколько значений одновременно. Одно из значений называется прямым, остальные переносными. Например, слово урок имеет такие значения: Работа, заданная на определенный срок (устаревшее): Солдатам устанавливался урок на день. Учебная работа, задания, которые даются ученику для приготовления к следующему занятию: Готовить уроки. Учебное занятие по какому-либо предмету: Урок литературы. To, из чего можно сделать выводы, - извлечь что-либо поучительное на будущее: Жизненный урок. Поучение, наставление: Урок ваш выслушала я... (Говорит Татьяна Онегину). Поэты умело обыгрывают многозначные слова, сталкивая их разные значения в одном контексте.
Однажды безветренным осенним днем ученик художественной школы, юный и румяный путешественник, ехал смотреть парад отечественной авиационной техники. Он в бешеном темпе крутил педали велосипеда. Быстро промелькнули багряный лес, ветряная мельница, песчаные и каменные отмели речки с деревянными баньками и предбанниками, водяными мельницами.Преодолев длинный путь, юный путешественник устроил себе обеденный перерыв. На пустынном берегу недалеко от торфяника, рядом с густым рябинником, сел на соломенный матрац и достал из берестяной котомки ржаной хлеб. Оладьи из блинной муки и свиной окорок. Вынул стеклянный стаканчик, глиняный кувшин с тыквенным соком, оловянную миску, серебряную ложку и костяную вилку. Из кожаного чехла взял карманный ножичек, нарезал веток и на костре сварил овсяную кашу.Пообедав, прилег и уснул. Снится ему туманный, весенний день, искусственные цветы и картинные галереи. Фонтаны с ледяной водой и сады с лимонными деревьями, ухоженные невидимыми тружениками. Ходит он, словно именинник, и всему радуется. Но восторженное настроение постепенно сменяется беспричинным страхом. Чувствуя себя пленником и мучеником, он попробовал открыть окно в гостиной. Ураганный ветер ворвался в комнату, сдул с письменного стола письма поклонников. Тут юный путешественник проснулся, понял, что всё это- обыкновенный сон, а беспричинный страх имел свои основания. Ещё бешенее закрутил он педалями велосипеда и ,молодец, успел вовремя!