(1)Я изучал осень упорно и долго. (2)Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3)Так было и с осенью. (4)Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5)Это мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах. (6)Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие земли и неба. (7)Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8)Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9)А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10)Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загореться вдали, как багряные пожары. (11)В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12)Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетавшей птицы встряхивали эту листву. (13)Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14)Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.
Задания.
1. Выпишите из текста все действительные причастия времени.
2. Выпишите грамматические основы из предложения №2.
3. Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
4. Найдите верные утверждения..
а) Предложение односоставное, неопределённо-личное.
б) Предложение двусоставное, осложнено обособленным обстоятельством.
в) Предложение №5 сложное, сложноподчинённое с последовательным соединением придаточных.
г) Предложение №14 сложное, бессоюзное, вторая часть предложения раскрывает содержание первой части.
д) Одна из грамматических основ предложения №6 – осень смешала.
5. Найдите верные утверждения.
а) В слове багряные в корне безударная непроверяемая гласная.
б) В прилагательном осыпанные в суффиксе пишется нн.
в) В наречии что-нибудь суффикс –нибудь- пишется через дефис.
г) В слове пристальнее приставка при- имеет значение «приближение».
д) В глаголе видишь в окончании пишется И, так как это глагол 2 спряжения.
6. Замените словосочетание о московских крышах, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
7. Какое языковое средство использовано в предложении №4.
Во время каникул всем классом выезжали на экскурсии в другие города или посещали музеи родного города. Весной и осенью ходили в туристические походы. Мама говорит, что это было здорово. Они спали в палатках, пели песни, варили в котелке на костре суп с тушенкой, пекли в золе картошку.. .
Жаль, что у нас сейчас такого нет.
Я очень люблю встречать гостей. Перед приходом близких людей ко мне домой, я начинаю тщательную подготовку. Сначала я убираю квартиру. Затем я иду на кухню готовить кушать. Я заранее решаю, чем я стану угощать гостей. За несколько минут до их прихода я начинаю накрывать на стол.
Когда гости на пороге, я радушно их встречаю. Я обязательно сообщаю им о том, что они - желанные люди в моем доме. Затем я предлагаю гостям помыть руки и пройти к столу. Вместе мы чаевничаем и беседуем. Перед уходом, я призываю гостей обязательно приходить ко мне как можно чаще.