100 решите эту олимпиаду по языку ,
1.укажите неверное утверждение:
а) части речи выделяются на основе определенной общности лексического и грамматического значений слова;
б) лексическое и грамматическое значения слова не связаны между собой;
в) омоформы, омофоны и омографы признаками омонимии;
г) и архаизмы в речи используются по-разному.
2. в каком ряду все слова являются родственными?
а) замечать, меч, примечание, меченый;
б) парник, испарение, напарник;
в) стариковский, старейший, старательный;
г) истолковать, толковый, столковаться.
3. соотнесите слово и его морфологическую характеристику:
1) тюль а) им.сущ., неод., нариц., ж.р., 3 скл.
2) вуаль б) им. сущ., неод., нариц., м. р., 2 скл.
3) решен в) действ.прич., несов.в., наст. вр., в ед.ч., м.р., и.п.
4) решающий г) страд.прич., сов.в вр., в кр.ф., ед.ч., м.р.
4. в каком ряду все слова пишутся через дефис?
а) нежданно? негаданно, пол? лимона; в) ярко? красный, полу? кеды;
б) пол? дня, железно? дорожный ; г) древне? , как? нибудь.
5. какое словосочетание нужно поставить вместо многоточия во фразу: это был как медвежонок?
а) некто иной; в) не кто иной;
б) ни кто иной; г) никто иной.
6. как правильно?
а) хрусталь – хрустальный, кристал – кристальный;
б) хрусталь – хрустальный, кристалл – кристальный;
в) хрусталь – хрусталльный, кристалл – кристальный.
7. в каком предложении выделенный курсивом второстепенный член необходимо обособить?
а) он работал не покладая рук.
б) человек в ковбойке никогда не пробовал примерить эту мысль к себе, но поговорить с хорошим собеседником на тему о спящих в нас загадках был готов всегда.
в) в те самые минуты, когда человек сидящий на лавке обдумывал свои дела, спящая почка уже тронулась в рост.
г) ещё не упакованные вещи лежали в углу.
8. в каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
а) она и с городскими знакомыми обходилась развязно, даже насмешливо, но оттенка презрения не было.
б) счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.
в) когда говорили о , или решали какой-нибудь важный вопрос, его это нисколько не волновало.
г) закрыл глаза на минутку, стараюсь дышать глубже.
9. что из перечисленного является синтаксической ошибкой?
а) неправильная постановка знаков препинания;
б) искажение фразеологических оборотов;
в) неверное слов;
г) употребление слова в несвойственном ему значении.
10. в каком случае допущена грамматическая ошибка при построении сложного предложения?
а) старик не ответил, что он будет делать с кладом.
б) студент спросил на экзамене, может ли он взять дополнительное время на подготовку.
в) опоздавший признался, что он проспал.
г) в первой главе романа «евгений онегин» мы знакомимся с главным его героем, который создавался в течение семи лет.
11. в каких предложениях встречается неправильно образованное слово?
а) благородность – достойная черта каждого человека.
б) у неё красивый почерк.
в) надень пальто, на улице сегодня холодно.
г) брат поскользнулся на льду и сломал ногу.
12. языком необходимо считать:
а)нормативный, соответствующий установленным правилам;
б) используемый только в официальной обстановке;
в)состоящий из специальных терминов;
г) применяемый в средствах массовой информации.
13. в каком ряду расположены слова, в которых букв больше, чем звуков?
а въедливый, свадебное;
б) яма, батальон, песня;
в) объесться, радостный, деньги;
г) местность, подъем, весенний.
14. какая пара фразеологизмов не является антонимами?
а) взять быка за рога – тянуть кота за хвост;
б) своротить гору – палец о палец не ударить;
в) щелкать клювом – клевать носом;
г) пускать пыль в глаза – втирать очки.
15. как вы понимаете слова а. толстого: « язык- это прежде всего пушкин- нерушимый причал языка».
1-б
2-г
3-в
4-а
5-а
6-б
7в
8г9г9а10в11б
12а13
в
14в
15
я понимаю что русский язык это сложенное годами могущество и величество русского народа