102. 1. Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Укажите смысловые связи
сложносочинённого предложения, подчеркните грамматические основы.
посв. Tле-
1) Солнце ещё не всходило но небо заметно
ло предвещая своим серым, однообразным тоном начало не-
настного дня. 2) Наконец откос кончился и Бобров сразу
узнал (железнодорожную насыпь. 3) Ярмола сидел на корточ-
ках перед заслонкой ая ходил взад и вперёд по д. агонали моей
комнаты. 4) Н.. один звук н.. выдал походки Ярмолы н.. одна
веточка н.. треснула под его ногами. 5) Старуха возилась воз-
ле ярко плавшей печи а Олеся пряла лён сидя на очень высо-
кой скамейке. 6) Олеся села опять за свою пряжу ая поместил-
ся около неё на низкой короткой и очень шаткой скаме..чке.
7) Олеся старалась казаться спокойной но её брови ...двинулись
и задр..жали а зубы крепко пр..кусили нижнюю губу. 8) Я долго
не мог н..чего ответить и мы молча стояли друг против друга дер-
жась за руки. 9) В воздухе парило и день обещал быть нест..р-
пимо жарким. (А. Куприн)
2. Постройте схемы всех осложнённых предложений.
Мне немного грустно. Ведь придётся расстаться с первой учительницей. Она нас учила целых четыре года и за это время стала для меня и моих одноклассников второй мамой.
Нас будут учить новые педагоги, и, наверно, у каждого из них будут свои требования. И здесь главное – не подкачать, не подвести любимую учительницу, которая дала нам прочные знания и наверняка надеется, что ей за нас не будет стыдно.
Я думаю, быть пятиклассником нелегко, потому что нужно сразу же зарекомендовать себя с хорошей стороны. От этого зависит, будет ли успешной дальнейшая учёба в школе.
Зато представляю, с какой завистью станут смотреть на нас ученики начальной школы. Малышами пятиклассников уже не назовёшь, поэтому можно глядеть свысока на младших.
Думаю, быть пятиклассником очень интересно. В новом учебном году у нас появятся новые учебные предметы, а значит, нам предстоит узнать много полезных и нужных для жизни вещей.
На душе тревожно: всё будет совсем не так, как раньше. И всё-таки сомнений нет: быть пятиклассником – это здорово!
1|Щурясь от ветра|, я гляжу(х) в эту темную даль.
Ему(х) ли, 2|карлику|, тягаться с исполином?
Он остановился и, 3|прислуШиваясь к удаляющимся шагАм|, пошел(х) дальше.
Листья(х), 4|пригретые солнцем|, падали на темные сырые дорожки.
Обособленные обстоятельства образа действия, выраженные деепричастным оборотом |_._._|: 1, 3.
Обособленное приложение |~~~|: 2.
Обособленное определение, выраженное причастным оборотом |~~~|: 4.
Определяемые слова обозначены (х)
2. Синтаксический разбор предложения.
Трава, |сгибаемая ударами ветра и дождя|, ложилась на землю.
[—, |п.о.|, ═].
* |п.о.| – причастный оборот
Предложение повеств., невосклиц., простое, двусост., распр., полн., осложнено обособленным определением, выраженным прич. оборотом.
Грамматическая основа:
- подлежащее: трава (сущ.);
- сказуемое (прост. глаг.): ложилась (глаг. в изъявит. накл.).
Второстепенные:
- определение согласованное:
|сгибаемая ударами ветра и дождя| (прич. оборот);
- обстоятельство места: на землю (сущ. с предлогом).