129. 1. Спишите отрывок из рассказа «Лисий день», рас крывая скобки, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.
К ночи ветер утих, начал крепчать мороз, одна за дру гой стали появлят(?)ся холодные мелкие звёзды. Лиса встряхнулась от пр..порошившей её позëмки, потяну ла носом улавливая едва ощутимые движения воздуха и пошла (в)верх по косогору. (На)верху она постояла огля дывая шире открывшуюся степь и спустилась к степному пруду, где можно было иногда найти что(нибудь) съедоб ное или поживит(?)ся, на худой конец, личинками жуков в прудовой тине. Шурша сухой осокой лиса попетляла в коч (?) kappa ax,(HH)qero( не)нашла и направилась к пл..тине. Послышался скрип аней, (He) * r громкие людские¹ голо са. По дороге через пл..тину ехали на лошад... Стремясь пропустить сани незамече(н,нн)ой, лиса прилегла вытя нув передние лапы и положив на них голову, но не выдер жала близости людей, запаха лошади и пустилась нето ропливым галопом проч(?) от дороги. Лошадь остановилась. Люди в санях показывая на убе гавшую лису оживлённо заговорили.4 Лиса отчётливо¹ слышала их звонкие голоса. Отбежав она села. Ей не раз приходилось видеть людей на лошадях. (Не)дожидаясь, когда тронут(?)ся сани, лиса поднялась и побежала в тёмную степь.
2. Найдите деепричастия и укажите их вид, выделите суффиксы.
3. Подчеркните деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.
4. Сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведите свои примеры на каждый случай.
Казахстан – земля родная
Очень любим мы тебя.
Море, горы, даль степная-
Это Родина моя!
Как велика моя земля,
Как широки ее просторы-
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Наша страна богата своей историей, обычаями и традициями. Казахстан
– родина таких великих людей как Ходжи Ахмета Яссауи, великого просветителя Аль Фараби, Абая Кунанбаева.
Любовь к своей Родине – есть истинный патриотизм каждого из нас. Он заключается в знании и уважении традиций и обычаев, в культуре, в нежном и бережном отношении ко всем гражданам родного государства. Это любовь к красотам края, в котором мы живем, к его природным богатствам, к предкам, творившим его историю, ко всему, что всплывает в памяти при слове Родина. Любить Родину – это значит сострадать и радоваться вместе с нею. Верить в нее, понимать и принимать ее всем сердцем, всей душой. С таким чувством жили и живут люди разных национальностей и разных вероисповеданий в нашем государстве.
1) [Григорий, |обожженный внезапной и радостной решимостью|, с трудом удержал коня и, (когда последняя сотня, |едва не растоптав Степана|, промчалась мимо), подскакал к нему].
[—, |п.о.|, ═] и, (когда —, |д.о.|, ═), ═].
*|п.о.| - причастный оборот
|д.о.| - деепричастный оборот
2) [Левин простился с ними и, (чтобы не остаться одному), прицепился к своему брату].
[— ═ и, (чтобы ═), ═].
3) [|По-видимому|, своим словам придавал он немалое значение и, (чтобы усугубить им цену), старался произносить их врастяжку].
[|в.с.|, ═ — и, (чтобы ═), ═].
*|в.с.| - вводное слово
4) [Почему-то про него говорили], (что он прекрасный художник), и (когда у него умерла мать), [то бабушка отправила его в Москву].
[ ═ ], (что — ═), и (когда ═ —), [то — ═].
5) [Спокойно красивую Елизавету Михайловну она разглядывала большими умиленными глазами], и (когда та ласкала ее мягкой и нежной рукой), [то у нее сладко замирало сердце].
[— ═], и (когда — ═ O и O), [то ═ —].
* O и O – однородные определения (обозначить внутри ~~~)
6) [Прокофьев, |одеваясь на ощупь в кромешной темноте|, говорил], (что писательство – самое тяжелое и заманчивое занятие в мире) и (что (если бы он не был геологом), то наверняка сделался бы писателем).
[—, |д.о.|, ═], (что — - O и O ═) и (что (если — ═), то ═).
* O и O – однородные определения (обозначить внутри ~~~)
7) [Изредка маленькая снежинка прилипала снаружи к стеклу], и (если пристально вглядеться), [то можно было увидеть её тончайшее кристаллическое строение].
[— ═], и (если ═), [то ═].
8) [Этот новорожденный барин особенно раздражал Самгина], и, (если б Клим Иванович был ненавидеть), [он ненавидел бы его].
[— ═], и, (если — ═), [— ═].
9) [Ноги женщины были обожжены и босы], и (когда она говорила), [то подгребала теплую пыль к воспаленным ступням].
[— ═ и ═], и (когда — ═), [то ═].
10) [Резвый ветер с моря надул паруса], и, (когда солнце взошло) и (городские стены остались за кормою последнего струга), [громкая песня разлилась над просторами Волги].
[— ═], и, (когда — ═) и (— ═), [— ═].
11) [В голове стало легче, яснее], [всё как-то сгустилось], и, (пока в голове происходило это сгущение), [на улице тоже стало тише].
[═, ═], [— ═], и (пока ═ —), [═, ═].
__
**Грамматические основы выделены