13. Спишите предложения. Укажите виды придаточных. Определите, в каких придаточных слово когда союз, а в каких – союзное слово. Сделайте вывод.
1) Наверное, никогда невозможно с точностью указать минуту, когда
пришла к тебе любовь. (Ю.Казаков) 2) Когда я возвращалась с эстакады,
знакомая пара шла мне навстречу. (Н.Музаффарова) 3) Мой неразборчи-
вый обычно почерк был старателен и ясен, когда в крошечном блокноте
женщины я записьвала номер своего телефона. (Н.Музаффарова) 4) В пол-
день, когда пили чай на эйване (балкон), ему пришло в голову разыс-
кать работёнку по силам. (Ф.Годжа) 5) Не могу точно сказать, когда слу-
чилось это чудо. (А.Куприн) 6) Слово за слово пришлось рассказать ему,
когда и почему я удрал из детдома. (В.Каверин) 7) Знание только тогда
знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Толстой) 8) Он нахмурил брови, пытаясь понять, когда же это прои-
зошло. (Г.Илькин)
Это великолепное сооружение во все времена привлекало внимание художников. Оно и сейчас манит к себе фотографов, любителей и ценителей прекрасного. Хочется остановиться на произведениях двух знаменитых художников. Это полотна С.В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С.А. Баулина «Храм Покрова на Нерли». Центральное место на обеих картинах занимает собор. Вот только смотрят на него художники по-разному.
С.В. Герасимов основной упор в своей работе делает на связь храма с окружающим его пейзажем. На его картине собор изображен несколько вдалеке. Отчетливо видны река, гуляющие по берегу мать и ребенок, лодка у берега. Вокруг храма и в отдалении растут деревья, своей зеленью лишь подчеркивающие белизну его стен. Над ним голубое небо с легкими белоснежными облаками. И сам собор как будто рвется ввысь. Как эти легкие облака, как белый лебедь парит он над окружающими его просторами.
В своем произведении С.А. Баулин больше внимания уделяет красоте самого собора. Он приблизил сооружение к зрителю, четко прорисовал каждую его деталь. На картине Баулина храм как будто вырастает из земли и рвется вверх, в синее небо. Вытянутый барабан, венчающий церковь, чем-то напоминает голову лебедя на длинной изящной шее. Лебедь сложил крылья, готовясь взмыть в небеса. Отчетливо видны полуколонки, пилястры, рисунок на фризе, опоясывающем здание.
А если взглянуть на церковь Покрова в тот момент, когда солнце опускается за него и храм укутывается тенью, то он напоминает воина в кольчуге, во всем боевом снаряжении. Воин зорко следит за тем, что происходит на его земле, готовый в любой момент защитить родину от врагов. На восходе белые стены собора окрашиваются в нежный розовый цвет. Он становится похож на нечто легкое, воздушное, парящее в первых лучах солнца, которые золотят его купол. В пасмурную погоду собор кажется еще белоснежнее, чем в яркий солнечный день. На фоне темно-свинцового неба и еще более темных вод Нерли он белеет целомудренной чистотой.
Церковь Покрова на Нерли по праву считают визитной карточкой нашей страны, потому что это одно из красивейших сооружений в мире.