13Ahрочитайте отрывок из романа "Учение с увлечением" Симо- на Львовича Соловейчика,
Это роман о любви к учению, такой же драматичной, как и вся-
кая любовь: здесь страдания, страсти, надежды и разочарования,
через которые проходит каждый человек.
В учении все зависит от науки, от учителя и от ученика.
О науке написаны десятки миллионов книг. Для учителя
миллионы. А для ученика?
Есть руководства для юных конструкторов, инструкции по
разведению рыбок в аквариуме, самоучители игры на гитаре. Но
книги о любви к учению нет!
Ужасная несправедливость!
Этот роман
попытка исправить положение. Но не думайте,
будто всякий, кто прочтет эту книгу, наутро проснется отличником.
Конечно, нет! Все советы в ней нуждаются в дополнительной
проверке, потому что главная наша цель не советы, а исследова-
ние, опыты на себе.
Кто продолжит это важное исследование в одной из самых таин-
ственных областей человеческой жизни — в науке хорошо учиться?
Может быть, вы, читатель? (По C. 1. Соловейчику)
83Б) какова основная мысль текста? В какой части текста она вы-
ражена?
1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является фразеологизмом.
2) За класс мы болели душой.
2. Найди слово без окончания.
3) Налево (наречиее)
3. Выбери ряд, в котором в обоих словах пишется буква А.
4) Маршрутный, спланировать
4. Укажи ряд, в котором в обоих словах пишется буква О.
2) Загореть, росток (исключение)
5. Выбери ряд, в котором в обоих словах приставка оканчивается на букву С.
1) Рассчитывать, испортить (перед глухим корня)
6. Отметь ряд, в котором пишется буква Е (Ё).
3) Шерстка, дешевый
7. Укажи ряд, в котором в обоих словах после шипящих буква Ь не пишется.
3) Пригож, шалаш
8. Выбери среди указанных слов существительное общего рода.
3) Невежда
9. Укажи словосочетание с относительным прилагательным.
2) Каменный (материал) дом
10. Выбери словосочетание с прилагательным в превосходной степени.
4) Наиболее удобный
11. Отметь ряд с именами прилагательными, в суффиксе которых пишется НН.
3) Традиционный, тыквенный
12. Укажи ряд, в котором все слова пишутся через дефис.
4) северо-восток, тёмно-бронзовый
13. Выбери имя числительное.
2) Пятеро (собирательное)
14. Укажи числительное, в котором на месте пропусков буква Ь не пишется.
3) Девят…надцать
15. Выбери местоимение.
4) Какой-то (неопределенное)
1)Вначале определяем от чего слово образовано: от сущ. или глагола -- смотрим, можно ли заменить на "который + глагол", если можно, то образовано от глагола. Купленный -- который купили. Заменить можно(к примеру в словосочетании "серебряная ложка" серебряная заменить нельзя). Значит это слово ОБРАЗОВАНО ОТ ГЛАГОЛА.
2)Определяем часть речи. Определяем вид глагола, от которого слово образовано. Задаём вопрос: что Сделать? -- купить. Глагол совершенного вида(глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос "что делать?"). От глаголов совершенного вида образуются ПРИЧАСТИЯ.
3)В суффиксах причастий пишем НН.
Нелеченая болезнь. Аналогично.
1)Которую не лечили. -- От глагола.
2)Что делать? -- Лечить. Несовершенный вид. От несов. вида образуются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
3)В суффиксах прилагательных пишем ОДНУ Н. Здесь будет и четвёртый пункт.
4)Пишем ДВЕ Н, если
а)есть приставка(кроме приставки не-). В данном случае такой не имеется.
б)есть зависимые слова(например, нелеченная доктором/в совсем болезнь и т.д. Их нет.
в)слово является исключением. В сключ. всегда ДВЕ Н: нежданный, читанный, негаданный, виденный невиданный, виданный неслыханный, слыханный нечаянный считанный священный, деланный желанный чванный.