14. Определите слитное и раздельное написание.
1) В…продолжение всего вечера шел дождь; 2) в…следствие болезни; 3) и завтра то…же, что вчера; 4) в…течение шести лет.
15. Вставьте пропущенную букву; определите слитное, дефисное и раздельное написание.
1) Когда…нибудь встретимся; 2) когда…то давно; 3) не…нужно; 4) идти не…торопясь.
П у н к т у а ц и я
16. Поставьте, где нужно, тире между подлежащим и сказуемым.
1. Музыка…это язык души, это в звуках выраженная мысль. 2. Зимний лес…словно сказка. 3. Лучший сохранить друга…не предавать его. 4. Основа богатства Урала…железные руды.
17. Поставьте, где нужно, запятую, тире или двоеточие в предложениях с однородными членами.
1. Насвистывал…то громко…то тихо. 2. Ни столба, ни стога, ни забора…ничего не было видно. 3. Когда-то на острове…как белых…так и голубых песцов было великое множество. 4. Погибший день, ты был ничтожен…и пуст…и мелочно тревожен.
18. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с определениями.
1. Звенящие на ветру…стебли высохших трав покрывают дикую степь. 2. Закон… живущий в нас…называется совестью. 3.Река горела внизу…озаренная солнцем. 4. Опрятней модного паркета блистает речка…льдом одета.
19. Поставьте, где нужно, запятые или тире в предложениях с приложениями.
1. Федотов…замечательный художник-реалист…был зачинателем критического направления в русской живописи. 2. Офицер…товарищ Тушина…был убит в начале дела. 3. Спят лайнеры…скитальцы океана. 4. Мороз…великий владыка северной пустыни…сжимает воздух.
20. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обстоятельствами, выраженными деепричастиями и деепричастными оборотами.
1. Мы…сломя голову…неслись по ухабам и выбоинам. 2. Метель кружит…засыпая глубоким снегом берег. 3. Мы долго стояли и глядели, как…выбегая из-под тёмного полога льда…вода встречалась с солнцем. 4. Волны…набегая с грозным шумом на берег…и…откатываясь назад…предвещали шторм.
21. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с вводными словами и конструкциями.
1. К счастью…в стороне блеснул свет и мне выйти на дорогу. 2. По словам Циолковского…будущим людям понадобятся все виды знания. 3. Однако…пора сказать несколько слов о том месте, куда мы приехали. 4. Некоторые газы…например…водород и гелий…легче воздуха.
22. Поставьте, где нужно, запятые в сложносочинённых предложениях.
1. Сидел рыбак весёлый на берегу реки…и перед ним по ветру качались тростники. 2. Мороза не было…и уже таяло на крышах. 3. Дни установились хорошие…и вес повеселело и ожило. 4. Ночью шёл дождь…да порывами был сырой, принизывающий ветер.
23. Поставьте, где нужно, запятые в сложноподчинённых предложениях.
1. Я поспешил потому что ехал по весьма важному делу…и сел в кибитку.
2. По мере того…как поднималось солнце…день теплел и веселел.
3. Я узнал…что нужны рисовальщики…и предложил свои услуги.
4. На пути нам встречались горные ручьи и глубокие овраги….на дне которых лежал еще снег.
24. Поставьте тире или двоеточие в бессоюзных сложных предложениях.
1. В страду одна забота…не стала бы работа.
2. Ещё выстрел…кучер выронил вожжи и тихо сполз под колёса.
3. Дожди перестали…поля высохли.
4. В счастье дружбой пользуются…в беде проверяют.
25. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с союзом как.
1. Гений живет в народе…как искра в кремне.
2. Утром на полях одуванчик…как живое золото.
3. Каждый день предстаёт предо мною…как праздник нежданный.
Не видал я... как юность стороной, как легла на виске седина.
Задание 6. Прочитайте текст. Выпишите него числа вместе существительными, к которым они относятся, записав их словами. Определите разряд количественных числительных: целые, дробные, собирательные. Чтобы собрать килограмм мёда, пчеле надо «на- летать» около 300 тысяч километров (больше 3/ рас- стояния до Луны), посетив при этом около 19 лионов цветков. Пчела живёт не более 30-35 дней. Но трудолю- бие пчёл вошло в поговорку: летая со скоростью 6,5 километра в час, одна пчела за хороший рабочий день посещает не менее 7 тысяч цветков.
Объяснение:
1. Среди виденного мною прекрасного я не нашёл ничего такого, что было бы хоть сколько-нибудь лучше правды .
такого (какого?) - придаточное определительное
[ ___ === такого ] , ( что === ) .
2. О том, что случилось, вчера старушке не сообщили .
не сообщили о том (о чём?) придаточное изъяснительное
[ О том , ( что === ) === ] .
3. Герои наши встретились в той оранжерее, что располагалась с южной стороны здания .
в той оранжерее (в какой?) придаточное определительное
[ ___ === в той ] , ( что === ) .
4. Небольшая скамейка стояла на круглой площадке, откуда открывался прелестный вид на море .
стояла на площадке (какой?) придаточное определительное
[ ___ === ] , ( откуда === ___ ) .
5. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце .
увидите (что?) придаточное изъяснительное
[ ___ === ] , ( как ___ === ) .
6. Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет .
Трёх сосен (каких?) придаточное определительное
[ , ( которые === ___ ) , === ] .
7. Мы спросили, когда нам прийти снова.
спросили (что?) придаточное изъяснительное
[ ___ === ] , ( когда === ) .