15язык!
1
дмитрий сергеевич лихачев единстве(н,нн)ое и (не)повторимое явление ру(с,сс)кой и культуры4. судьба1 провела его почти через весь хх век скво..ь все его эпохи и сломы. на этом пути его не м..новала н.. одна из бед выпавш..х наш..му народу тюр..ма лагерь ленинградская бл..када безвреме(н,нн)ые утраты бли..ких. совесть вера и нравстве(н,нн)ая сила ему высто..ть. он ( ( а сов..ршил предназначе(н,нн)ое открыв3 для совреме(н,нн)иков2 мир (древне)ру(с,сс)кой создав большую научную школу.
но зн..чение д.с. лихачева шире даже его научного подвига. ум наблюдательность внутре(н,нн)яя д..сциплина ( ему ра..терять увид..нное и пережитое а дар слова и дар общения с людьми п..зволил п..ведать людям о своем веке.
2) определите тему текста
3) определите стиль и тип речи текста
4) определите тип связи выделенного словосочетания.
5) выполните фонетический разбор слова1.
6) выполните морфемный разбор слова2.
7) выполните морфологический разбор слова3.
8) выполните синтаксический разбор предложения4
2
расставьте знаки препинания. графически объясните их постановку.
жить родине служить.
услуга в дружбе вещь святая.
сетка не от этих назойливых насекомых.
ночь словно день.
в каком предложении отсутствуют знаки препинания и поче
3
выпишите предложение с составными глагольными сказуемыми и разберите его по членам.
мы хотели бы учавствовать в соревнованиях.
он сел и записал рассказ старушки.
шиповник перед грозой пахуч.
травы после дождя поднялись и стали изумрудными.
4
прочитайте текст. выпишите из него односложные предложения или сложные, в состав которых входят односоставные, определите тип односоставного предложения.
весна. пахнет черёмухой, щебечут птицы. посмотришь вокруг, и душа наполняется радостью. кругом всё пробуждается и жаждет жизни.
5
расставьте знаки препинания. разберите предложения с однородными членами и обобщающим словом. составьте схему однородных членов.
и берег и море молчали.
виднелись или необработанные песчаные равнины или далёкие горы.
он взял лом и новую лопату и медленно ушёл на дальний край котлована.
он примерил массу вещей мундир сюртук тужурку два кителя брюки и брюки походные
6
расставьте знаки препинания. выпишите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, разберите его по членам.
звук странный резкий раздался у реки.
солдаты вылезшие из вагонов и толпившиеся на платформе торопились усаживаться.
другая девочка ростом повыше стала что-то тихо говорить.
поставив вёдра на землю нюра помчалась в сторону разгоравшейся избы.
7
исправьте предложение с грамматической ошибкой, запишите его правильно.
поднимаясь по лестнице, у меня зазвонил телефон.
8
расставьте знаки препинания. обведите вводные слова.
к радости бабушки мы решили задержаться ещё на два дня.
сёстры были похожи.
дождь похоже будет идти целый день.
он вроде бы не похож на брата ольги.
9
расставьте знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.
за околицей у самого оврага рос огромный дуб.
телеграмма пришла около семи часов.
только здесь в доме отца николай смог отдохнуть.
теперь же после половодья это была река саженей в шесть.
10
письменно объясните постановку пронумерованных знаков препинания.
не шути ты,1 рожь,2
спелым колосом!
ты не пой,3 косарь,4
про широко степь!
(а. кольцов)
11
составьте и запишите предложения с прямой речью.
слова автора стоят в середине прямой речи,
слова автора стоят после прямой речи.
12
расскажите письменно в 2-3 предложениях об омонимах.
1. металлическими-имя прилагательное, т.к. обозначает признак предмета и отвечает на вопрос: какой?
2. начальная форма-металлический
3. постоянные признаки: а) относительное
б) нет
4. непостоянные признаки: а)м.р.
б)ед.ч.
в) творительный падеж
5. в предложении является (напишешь)
березами
1. березами-имя сущ., т.к. обозначает предмет и отвечает на вопрос что?
2. начальная форма: береза
3. постоянные признаки: а) собственное
б) неодушевленное
в) конкретное
г) 1 склонение
4. непостоянные признаки: а) творительный падеж
б) мн.ч.
5. в предложении является (напишешь)