2 19. Изучите таблицу «Разряды имён прилагательных по значенио». Дополните её приме- рами на упраяснения 218. Название разряда Значение Примеры • признак (качество) предме- тёмная ночь (более тём- Качественные та, который может быть в ная, самая тёмная), при- этом предмете в большей или ветливый человек, ра- меньшей степени; достное событие • сочетается с наречиями очень, чрезвычайно, слишком Относительные • признак предмета, который серебряная ложка (лож- не может быть в большей или ка из серебра); деревян- меньшей степени; ная свистулька, медная • обозначает: монетка; городской жи- материал, из которого сде- | тель (житель города); лан предмет; вчерашняя газета, днев- - признак предмета по месту | ной сеанс, зимнее утро, или времени его существо - спортивная обувь, сти- вания; ральная машина - признак предмета по назна- пено Притяжательные • признак предмета по его при- мамино письмо, отцов надлежности какому-нибудь пиджак, сестрицыны ва- человеку или животному режки, кроличьи уши (чей? чья? чьё? ) ооо
Дидактический материал для самостоятельной работы по теме «Союз».
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы по теме «Союз». 1.Упражнения. Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1. Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции. (И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!» Задание № 2. Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания. Образец: Листья пожелтели . … 1. Листья пожелтели и опали. 2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев. 1. Пришла весна и … 2. Солнце светит и … 3. Деревья вновь зазеленели и … 4. Настроение у всех весёлое и … Задание № 3. Закончить пословицы, употребляя противительные союзы. 1. Не по словам судят… 2.На взгляд-то он хорош … 3. Мягко стелют … 4. Под гору вскачь … 5.Книга в счастье украшает …
по теме «Союз».
Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области
Дидактический материал для самостоятельной работы
по теме «Союз».
1.Упражнения.
Предлагаемые упражнения позволяют совершенствовать навыки грамматического анализа различных по значению сочинительных и подчинительных союзов, навыки грамматического конструирования, усвоить синонимию союзов, тренировать навыки правописания.
Задание № 1.
Прочитайте. Определите основную мысль текста, озаглавьте его. Определите стиль и тип речи. Спишите текст. Укажите союзы и их функции.
(И ТАК, ИТАК) она пришла долгожданная зима! Хорошо пробежа..ся по морозцу в первое зимн.. утро. Издалек.. подымающийся ветерок пощип..вает лицо и уши, (ЗА ТО, ЗАТО) как красиво всё вокруг! Как не колюч Мороз..ц, он (ТО ЖЕ, ТОЖЕ) приятен. Не (ЗА ТО, ЗАТО) ли все мы любим зиму, что она (ТАК ЖЕ, ТАКЖЕ), как и весна, наполняет грудь волнующ.. чу..ством. Всё живо, всё ярко в пр..образивш..йся природе, всё полно бодрящ.. свежести. Так легко дыши..ся и так хорошо на душе, что невольно улыбаеш..ся. И хочется сказать дружески этому чудн.. зимн.. утру: «Здравствуй, зима долгожданная, бодрая!»
Задание № 2.
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. В каком случае нужно запятая перед однородным союзом и? Обозначьте границы простых предложений в составе сложного и выделите союзы. Правильно расставьте знаки препинания.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и …
2. Солнце светит и …
3. Деревья вновь зазеленели и …
4. Настроение у всех весёлое и …
Задание № 3.
Закончить пословицы, употребляя противительные союзы.
1. Не по словам судят…
2.На взгляд-то он хорош …
3. Мягко стелют …
4. Под гору вскачь …
5.Книга в счастье украшает …
если написать анекдоты то лови -
Маша и Миша играли на крыше.
После двух выстрелов стало потише.
Маленький Витя с ружьишком играл.
Он с любопытством его разбирал.
Пальцем неловко нажал на курок -
пырснули дружно мозги в потолок.
Двое влюбленных лежали во ржи.
Тихо комбайн стоял на межи.
Тихо завелся и тихо пошел -
Кто-то в буханке полпальца нашел…
Витюня в речке рыбу ловил.
Мимо большой проплывал крокодил.
Хрустнули кости в могучей руке -
труп крокодила плывет по реке.
Милая девочка с именем Рита
попу чесала куском динамита.
Взрыв прозвучал на улице Жданова -
ноги в Медведково, попа в Чертаново.
Маме кричит со двора дед Кирилл:
– Вашего сына каток раздавил!
Мама с Где он теперь?
– Сейчас я его вам подсуну под дверь.
Мальчик отважно по стройке гулял,
кнопочки разные он нажимал.
Чётко сработал отлаженный пресс -
тепленький блинчик упал под навес.
Объяснение: Надеюсь этого хватит)