2.Работа с текстом. Прочитайте текст.
Прочитайте. Выберите вариант заголовка: 1) Происхождение языка. 2) Изобретение языка. 3) Величайший секрет языка. Обоснуйте свой выбор. Выпишите сочетания подлежащих со сказуемыми.
Вы, наверное, очень удивитесь, узнав, что древние люди вообще не умели говорить, хотя у них все для этого было: и достаточно развитый мозг, и органы речи. Но потребность в общении у них была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Люди открыли величайший секрет языка: звуками языка можно не изображать, а обозначать предметы, чувства, действия. Набор звуков может служить символом чего-то совершенно беззвучного, например, запаха, цвета, движения, мысли или понятия. Очень странно это, если вдуматься: звуком, который едва прозвучал и тут же растаял, можно обозначить камень, такой тяжелый и твердый.
Так когда же возникла речь? Никто точно этого не знает, но многие специалисты считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад.
Слова людям объединяться в большие племена, действовать сообща, делать лучшее оружие, благодаря чему охота пошла успешнее. Люди даже стали задумываться, а не является ли язык колдовством. Стоит сказать нужные слова, и убьешь больше дичи. Исправишь погоду, избавишься от болезней. Появились слова-заклинания на все случаи жизни. Отголоски их сохранились и поныне. У американцев, например, считается плохой приметой одновременно с кем-нибудь сказать одно и то же слово – без заклинания может произойти ссора. У русских, наоборот, это хорошая примета, и следует загадать желание.
(В.В. Волина.)
ответьте на вопросы к тексту: 1. В чем заключается величайший секрет языка? 2. Как проявляется языковых звуков служить знаками предметов, которые мы можем видеть, запахов, которые мы ощущаем, движений, чувств и т.д.? 3. В чем различие рисунков, которые изображают, и языковых знаков, которые обозначают? Есть ли сходство между языковыми знаками и обозначаемыми ими реальными объектами? 4. Почему люди придумали языки? Для чего они служат? 5. Какими жестами, мимикой может сопровождаться общение при языка? Назовите некоторые из них и объясните, что они обозначают. 6. К каким знакам относятся жесты, мимика: языковым или неязыковым? 7. Какие еще неязыковые знаки, которые что-то сообщают, вы знаете?
Подберите и запишите однокоренные слова к словам речь, звук, символ.
Задание к тексту: Выделите основную мысль текста.