2. Укажите грамматические (морфологические и синтаксические) особенности научного стиля в следующем отрывке:
В науке всегда на протяжении всей ее истории существовали две противоположные тенденции. Стремление к детальному и глубокому изучению феномена, конкретного факта всегда соседствовало с попытками построения обобщающих синтетических конструкций. Накопление конкретных фактов необходимо требует однажды их систематизации и приводит не только к появлению широких обобщений, но и новой парадигмы, то есть нового представления о содержании проблемы, и новой шкалы ценностей добываемых знаний. Поэтому каждая крупная синтетическая конструкция, возникающая в науке, представляет собой своеобразную научную революцию. (Моисеев Н. Н. Динамика биосферы и глобальные модели (концепции и проблемы)).
3. Докажите, что предложенный отрывок из статьи Аннушкина В. И. «Зачем нужна риторика?» написан в научно-популярном стиле. Для этого определите функцию текста; установите, кому предназначен текст (специалистам или широкому кругу читателей); имеются ли в тексте языковые средства, оживляющие изложение.
«Едва ли найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. В сущности, умение говорить убедительно, ярко, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. В фольклоре, как и во многих суждениях древних, встречается мысль о том, что речью связываются все человеческие дела: язык – стяг, а «стяг дружины водит», язык – рычаг («языком – что рычагом»). И если речь построена неверно, то разлаживается и само дело; напротив, владение речью приводит человека к успеху: ведь «хорошее слово – половина счастья». Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Демократизация общества и гласность предполагают умение каждого изложить свою точку зрения, а для этого необходима, прежде всего выражать свои мысли так, чтобы вас поняли и поддержали».
4. Напишите рецензию на книгу, которую вы недавно прочитали. Воспользуйтесь следующей моделью:
Книгу…(название) написал ….(автор)
В книге рассказывается о событиях, которые происходят…(где, когда). Главными героями книги являются… С героями книги происходит много интересных событий: они…(перечисление наиболее интересных и важных событий).
Читать эту книгу …(очень интересно, увлекательно и т.п.).
5. Напишите аннотацию понравившегося вам фильма/спектакля по предложенной модели:
Фильм…(название) посвящен…(проблеме, событиям…). Действие фильма происходит в …(место, время).
Главными героями фильма являются…, которых играют известные/малоизвестные актеры… . Герои фильма…(участвуют в событиях…, переживают множество приключений… и т. п.). Фильм смотрится… (с большим интересом, с напряженным вниманием и т.п.).
Фильм снят на киностудии… режиссером… .
6. Законспектируйте научную статью из журнала по вашей специальности. При этом обязательно:
1) библиографическое описание первоисточника;
2) план статьи;
3) список незнакомых слов (терминов) с их толкованием;
4) фрагмент статьи в виде таблицы (схемы);
5) использование общепринятых и индивидуальных сокращений и символов с последующей их расшифровкой.
Если бы я могла, то поздоровалась бы с вами, но я не могу желать вам здоровья, потому что вы - мучители моих детей, моих маленьких кунят, которых я так любила. Хоть я и не человек, но тоже могу чувствовать. Я тоже знаю, что такое горе, как и ваши мамы, когда теряют своих детей. Но у ваших мам остались вы, такие жестокие и бессердечные, а я осталась одна. И никогда уже я Я не увижу своих детей, которых так берегла, выкармливала, о которых заботилась, в холод согревая своим теплом, с радостью наблюдая за тем, как они растут. Теперь я ничего не хочу. У меня есть только одно желание, и это желание - месть. Может, вы что-нибудь поймёте потом, когда повзрослеете, а меня уже успокоит только смерть.
Если не подумать над лексическом значении слова, можно допустить орфографическую ошибку. Некоторые из этих слов имеют корни-омофоны (одинаково произносятся, но по-разному пишутся и имеют разное лексическое значение).