2. Укажите раздельное написание А. Вовсе (не)интересно
Б. Ничуть (не)интересно
В. (не)интересно, а скучно
Г. (не)годующе
Д. (не)интересно
3. Выбери наречие с н
А. увлече(н\нн)о
Б. обдума(н\нн)о
В. излиш(н\нн)е
Г. безвред(н\нн)о
4. Выбери слова с о после шипящих
А. свеж_
Б. ж_лтый
В. ещ-
Г. снеж_к
Д. реч_нка
5. Укажите наречие с приставкой не
А. н…где
Б. н…сколько
В. н…откуда
Г. н…когда
6. Укажите слитное написание
А. проникнуть (в)глубь
Б. (в)глубь леса
В. вышивать (в)ручную
Г. (в)начале подумай
Д (в)начале недели
7.Дефис в наречиях
А. одеться (по)зимнему
Б. (с)начала подумай
В. (по)братски
Г.(по)тому пути
Д. (по)прежнему пути
8. Укажите слова с мягким знаком на конце
А. замуж_
Б. наотмаш_
В. стереч_
Г. спряч_
Д. отреж_
В глаголах колебания в ударении наблюдаются в формах времени, в формах страдательных причастий и, в меньшей мере, в формах настоящего и будущего времени.
1. В глаголах времени единственного числа женского рода ударение падает на окончание:
брала, взяла, гнала, дала, ждала, звала, лгала, пила, плыла, слыла и т. д.
В этот ряд не входят следующие глаголы:
бить – била, брить – брила, жать – жала, знать – знала, злить – злила.
2. Грубейшей ошибкой является ударение на приставках в форме инфинитива у глаголов с корнем -ня-, -ча-: занять – занял, начать – начал.
3. В глаголах на -ировать, вошедших в русский язык в XIX веке, ударение часто падает на последний слог: бомбардировать, маркировать, премировать, нормировать, пломбировать.
В глаголах, освоенных русским языком позже, ударение падает на третий от конца слог: блокировать, национализировать, конструировать, экспортировать, делегировать, приватизировать.
4. Обратите внимание на место ударения в глаголах, образованных от прилагательных: глубокий – углубить, легкий – облегчить, бодрый – ободрить, острый – обострить, крепкий – укрепить; но: прочный – упрочить.
5. Ударение в кратких формах страдательных причастий связано с ударением в полных формах:
введённый – введён, введена, введено, введены;
ввезённый – ввезён, ввезена, ввезено, ввезены;
влюблённый – влюблён, влюблена, влюблено, влюблены;
завершённый – завершён, завершена, завершено, завершены и т. д.
6. Запомните ударение в формах глаголов творить, растить, звонить:
звоню, звонишь, звонит, звоним, звоните, звонят;
ращу, растишь, растит, растим, растите, растят;
творю, творишь, творит, творим, творите, творят.
Формы времени глаголов обычно сохраняют то же ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме:
заку́порить – заку́порил, убыстри́ть – убыстри́л, вложи́ть – вложи́л, зарази́ть – зарази́л, запломбирова́ть – запломбирова́л.
1.Вместе с тем при образовании форм времени у многих односложных и двусложных глаголов действует модель, характерная для односложных и двусложных кратких прилагательных: при образовании формы женского рода ударение падает на окончание, в остальных случаях – на основу:
нача́ть – на́чал, начала́, на́чало, на́чали; рвать – рвал, рвала́, рва́ло, рва́ли; поня́ть – по́нял, поняла́, по́няло, по́няли; приня́ть – при́нял, приняла́, при́няло, при́няли.
Формы типа нача́л, поня́л, по́няла и т.д. не только являются ненормативными, но и свидетельствуют об очень низкой культуре говорящего!
2.По этой модели образуются также формы времени у глаголов:
брать, вить, гнать, драть, ждать, жить, занять, звать, избрать, клясть, лгать, лить, пить, плыть, рвать, взорвать, слыть, спать и др.
3.В основном по той же модели образуются формы времени у глаголов взять, дать, ткать, однако здесь, как и у кратких прилагательных, есть некоторые отступления от модели:
взять – взял, взяла́, взя́ло и взяло́, взя́ли; дать – дал, дала́, дало́ и да́ло, да́ли; ткать – ткал, ткала́ и тка́ла, тка́ло, тка́ли.
4.При образовании приставочных глаголов модель обычно сохраняется, но ударение часто переносится с корня на приставку (отда́ть – о́тдал, отдала́, о́тдало, о́тдали), хотя в последние десятилетия действует тенденция к сохранению ударения на корне (наряду с произношением о́тдал, о́тдали допускается произношение отда́л, отда́ли).
Обратите внимание
Это правило не распространяется на глаголы начать, понять, принять!
5.Следует также учесть, что не все одно- и двусложные глаголы образуют формы времени по указанной модели. В частности, неизменным является ударение в формах глаголов класть, стлать и производных от них (клал, кла́ла, кла́ло, кла́ли; стлал, стла́ла, стла́ло, стла́ли). Перемещение ударения на окончания (клала́) свидетельствует об очень низкой культуре говорящего!
6.Определённые колебания наблюдаются и при образовании форм времени у возвратных глаголов.
Обратите особое внимание на глаголы родиться, начаться, взяться, впиться, приняться, наняться: родился́ и роди́лся; начался́ (неправильно – на́чался, нача́лся); взя́лся, взяла́сь (допустимо устаревшее – взялся́, неправильно – взя́лась); впи́лся (допустимо устаревшее – впился́), впила́сь, впили́сь (неправильно – впи́лась, впи́лись); занялся́ (неправильно – за́нялся), принялся́ (допустимо – приня́лся, неправильно – при́нялся).