28. Спишите предложения. Укажите, от каких глаголов образова- лись причастия. Назовите морфологические признаки страдательных
причастий.
Образец. На скошенных лугах е скосить (страд. прич., сов. в.,
вр., П. п., мн. ч.).
1. Фонарь освещал колодец, старый клен под забором и растре-
панный ветром куст настурции“ на пожелтевшей клумбе. (К. Г. Пау
стовский) 2. Был прекрасный августовский вечер. Солнце, окаймлен-
ное золотым фоном, стояло над западным горизонтом. (А. П. Чехов)
3. Человек живет не только в природной среде, но и в среде, создан-
ной культурой его предков, им самим. (Д. С. Лихачев)
1) Вот →указание
2) Что за→восклицание
3) Ни→отрицание
1) Вот те крест, я не брал твой дневник. Вот так да, Миша сегодня умудрился проспать первый урок. Вот так штука, мой ноутбук сам подключается к сети Wi -Fi. Вот так клюква, я сегодня не успел решить все задачи на контрольной по математике. Вот ещё, мама хочет, чтобы я ей полоть бурьян в огороде. Вот тебе и на, опять папа забыл дома свой мобильный. Вот тебе раз, опять будем сдавать нормативы на физкультуре. Вот так номер, у нас отменили последних два урока.
2) Что за беда, ты опять потерял перчатки! Опять ты мне звонишь, что за важность! Что за вопрос, ведь ты знаешь - я всегда тебе Что за печаль, так расстроится из-за потерянной тетрадки! Что за охота, делать уроки сразу после школы.
3) Утром Лёша меня обидел, а теперь хочет со мной играться, как ни в чём не бывало. Ни за что ни про что мне сегодня сделали замечание в школе. Ни с того ни с сего Лида перестала со мной разговаривать. Мамина диетическая еда на вкус ни рыба ни мясо. Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собака. Мама разбудила меня сегодня ни свет ни заря. Ни встать ни сесть, у Светы такая же юбка, как и у меня.
Русский художник Илья Машков (1881-1944) о своем диптихе «Снедь московская» говорил: «Писал два натюрморта, продукт сельского труда, человеческое питание, снедь, мясо и хлеба русские… Мне хотелось в этом незамысловатом сюжете показать реалистическое искусство. «Мясо и дичь» - я сознательно придерживался принципов старых великих мастеров-классиков. «Хлебы» - это наша московская рядовая пекарня своего времени, примерно Смоленский рынок, и композиция как бы безалаберная, но нашенская, московская, тутошняя, а не парижская».
Итак, натюрморт «Снедь московская. Хлебы» (1924, Государственная Третьяковская галерея). Здесь нет скромной still life, жизнь в этой картине более чем активная: связки баранок вот-вот упадут с полки, крендель «делает колесо», из-за занавески стыдливо выглядывает лепешка, аппетитная обойма булочек борется за место с расстегаем. Это изобилие… снеди, а ведь по-другому и не скажешь, разламывается, откусывается, растаивает, рассыпается, проминается, или режется. Это вкусно!
Искусствовед и филолог С.Н. Дурылин в своей книге «В родном углу» описывает быт старой Москвы, и в том числе говорит о столичном хлебосольстве: «Из ржаной муки выпекали пеклеванный (из мелко смолотой и просеянной просяной и ржаной муки), бородинский, стародубский и рижский. Из пшеничной муки сорта были неисчислимы: «французские булки», простые с поджаристым загибом, обсыпанные мукою; маленькие копеечные французские хлебцы, именовавшиеся попросту «жуликами»; витушки из перевитых жгутов крутого теста; саечки, обсыпанные маком или крупной солью; сайки простые, выпекавшиеся на соломе, с золотыми соломинками, приставшими в исподу; калачи крупные и калачи мелкие и т.д.»
Думаю, что этот натюрморт трогает современного зрителя еще и потому, что в наш санитарно-гигиенический век редко встретишь на прилавках магазинов хлеб без целлофана. Запах и ощущения, как правило, заперты под капсулой коробки или пакета, а тут витрина буйства вкуса и съедобной свободы!