3 1. Выразительно прочитайте стихотворение Якова Козлов-
ского, какие чувства, мысли, настроение можно выра-
аить словом? Расскажите об этом.
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
и, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.
2. Спишите текст. Выделите корни с орфограммами, объяс-
ните написание этих морфем.
3. Составьте схемы предложений с однородными членами.
Объясните постановку знаков препинания.
4. Выполните лексический разбор выделенного слова.
3
Выезжаем в пустыню Кызылкум, великую среднеазиатскую пустыню. Пески раскинулись на сотни километров.
Выдержу ли трудности, ожидающие меня в поисках? Как перенесу жару, а главное, сумею ли хорошо выполнить порученную мне работу.
Проехали много километров и попали в котловину, в центре которой оказался колодец. Около него толпилось несколько сот овец. Их прогнали сюда на водопой их песков, где они пасутся. Наполняем бочонки водой и едем дальше.
Выезжаем (сказуемое)
Пески (подлежащее) раскинулись (сказуемое)
Выдержу (сказуемое)
Перенесу (сказуемое) сумею выполнить (сказуемое)
Проехали (сказуемое) Попали (сказуемое)
Несколько сот овец (подлежащее) толпились (сказуемое)
Наполняем (сказуемое) Едем (сказуемое)
Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило.
Шёл дождь и два студента; один в университет, другой шах.
Курьёзность этой фразы основана на том, что в ней в качестве однородных членов предложения выступают слова, обозначающие неоднородные понятия. Что общего между дождём и студентами? Или между университетом и калошами? И вряд ли вы скажете «изучать математику и сорта грибов». На использовании этого приёма строятся каламбуры и различные фразы комического содержания. (По Д. Розенталю)