3. Анализ изобразительно-выразительных средств. (Найти и охарактеризовать значение выразительно-изобразительных средств) Текст №1. (пояснение-в скобках даны ответы)
1) Императорский (ныне Государственный) университет в Москве не только древнейший из русских университетов, но по справедливости считается и славнейшим из них (однородные члены). (2) Его почти 257-летняя история полна многих светлых и отрадных страниц (эпитет), на которых с любовью останавливается взор (олицетворение) каждого патриота, ревнующего (архаизм, устаревшее значение) о благе и славе родной земли (метафора). (3)Но не быть патриотом — значит не быть русским человеком, ибо (устаревшее употребление) патриотизм не есть качество, не есть добродетель (синтаксический параллелизм), а есть долг, обязательный для всех. (4) Оттого Московский университет одинаково дорог для всех русских людей, где бы они ни жили, без различия в звании и состоянии; оттого везде, где бьется русское сердце (метафора), где стоят православные храмы, где слово Отечество возбуждает (олицетворение) восторг и любовь (синтаксический параллелизм) — везде любим и славим Московский университет как главный рассадник истинного знания (метафора, оксюморон - «рассадник знания»), как хранитель Просвещения (олицетворение). (Тема текста: О величии, о славе, о значимости МГУ)
Спишем, вставляя пропущенные буквы. Укажем падеж и склонение над каждым существительным.
Я любуюсь зимним пейзажем ( склонение, т.п.). После вьюги (1 склонение, р.п.) лес (2 склонение, и.п.) стал как в сказке (1 склонение, п.п.). На макушке (1 склонение, п.п.) ели (3 склонение, р.п.) красовалась снежная шапка (1 склонение, и.п). К осинке (1 склонение, д.п.) летел ворон (2 склонение, и.п.).
Задание № 2
Выпишем из третьего предложения словосочетания.
На макушке ели красовалась снежная шапка.
на макушке ели
снежная шапка
красовалась на макушке
(красовалась шапка - это подлежащее и сказуемое, значит это не словосочетание, а простое, нераспространенное предложение).
Предложения с придаточными места:
2) [Только на востоке, там, → где? → (откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце), ещё томятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучи].
Схема: [... там, (где = - ), = - ].
3) [Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там], → где? → (где стоит только догадаться за дело просто взяться).
Схема: [ = ], (где = ).
6) [Перезвоны гармошек подолгу бродили за станицей, там], → где? → (где кончается степь и начинается пухлая синь неба).
Схема: [ - = там], (где = - и = -).
7) [Цепи яблонь протянулись там], → где? → (где были пустыри).
Схема: [- = там], (где = - ).
(Куда не входит солнце), ← приходит куда? ← [туда потом приходит врач].
Схема: ( Куда = - ), [ = - ].
Придаточное определительное:
1) [Он вернулся на Чёрное море], → какое? → (где был назначен капитаном пожарного парохода в Одессе).
5) [Я опять пришёл сюда слушать прибой, долго смотрел в ту сторону, → сторону какую?→ (куда ушёл пароход), и потом очнулся в тумане].
8) [Она отворила шкаф], → шкаф какой? → (откуда потянуло запахом сластей).
Придаточное изъяснительное:
4) (Чего не знаешь), ← потянет к чему? ← [туда и потянет].