3. Расставьте знаки препинания. Выделите уточняемые и уточняющие члены предложения. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
1. Там в глубине одного из небольших дворов мы облюбовали крошечный в три комнаты флигелёк. (По М.А. Осоргину)
2. Там за речкой тихоструйной есть высокая гора в ней глубокая нора. (А.С. Пушкин)
3. А рядом у проталинки в траве между корней бежит струиться маленький серебряный ручей. (С.А. Есенин)
4. Он появился поздно вечером почти ночью. (А.Н. Толстой)
5. В июне перед началом косовицы на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В.П. Астафьев)
6. Тут в глубочайшей полевой тишине летом среди хлебов подступавших к самым нашим порогам а зимой среди сугробов и всё моё детство полное поэзии печальной и своеобразной. (И.А. Бунин)
7. Имею честь предложить вам драться завтра рано в шесть часов в роще на пистолетах (По И.С. Тургеневу)
8. Огромная в два метра волна смыла в то утро почти весь посёлок на побережье.
9. Вечером на троллейбусной остановке недавно я встретил своего приятеля.
10. Отличный совершенно без изъянов костюм мне пошили в ателье в нашем доме.
11. Упражнения по теме «Обособленные обстоятельства»
12.
13. Упражнение 1.
14. Спишите и выразительно прочитайте предложения. Подчеркните все обособленные обстоятельства и определите, чем они выражены.
15.
Укажите признаки (смысловые, грамматические, интонационные и пунктуационные) обособленных членов предложения.
16.
1) Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя. 2) Туманы, клубясь и извиваясь, сползали по морщинам соседних скал. 3) Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей. 4) Измучив доброго коня, на брачный пир к закату дня спешил жених нетерпеливый. 5) Вдруг она побежала мимо меня, напевая что-то другое, и, прищёлкивая пальцами, вбежала к старухе. (М. Лермонтов)
17.
18. Упражнение 2.
19. Преобразуйте предложения, заменяя одно из однородных сказуемых обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
20. Образец: Котёнок спрятался за кустом и начал внимательно следить за стайкой воробьев. — Спрятавшись за кустом, котёнок началвнимательно следить за стайкой воробьев.
21.
1) Елизавета неожиданно покраснела и замолчала. 2) Леонид удобно устроился на диване и стал смотреть интересную телепередачу. 3) Ученики сидели за партами и терпеливо ждали, когда в класс придёт учитель. 4) Он повернулся и быстро зашагал вдоль реки по еле заметной тропке.
22.
23. Упражнение 3.
24. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.
25. 1) Павел не спеша направился к двери, но вспомнив что-то вернулся к столу. 2) Работая он старался заглушить свою тоску. 3) Проходив до самых сумерек и ничего не найдя я пошел по берегу реки. 4) Не испортив дела мастером не станешь. 5) Уходя гасите свет. 6) Он постоял вглядываясь в темноту и улыбнувшись каким-то своим мыслям зашагал быстрее.
26.
27. Упражнение 4.
28. Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Объясните правописание слов с пропущенными буквами в корнях.
29.
1) Так медленно по скату гор на солнце искрами бл_стаясп_дает глыба снеговая. (А. Пушкин) 2) Весна в зазеленевший роще ждёт з_ри дыханье зат_я чутко внемлет ш_роху деревьев зорко смотрит в тёмные поля. (И. Бунин) 3) Жур_вли друг друга окл_каяост_рожно тяну(тся, ться) гурьбой. (И. Бунин) 4) Отгорела наша р_бина осыпаясь над белым окном... (С. Есенин) 5) Плач_т где(то) иволга сх_ронясь в дупло только мне (не)плаче(тся, ться) — на душе светло. (С. Есенин) 6) И л_гчайший туман поб_жал от реки оп_раясь на зыбкие, белые ноги. (В. Луговской) 7) Сто обл_ков в подн_бёсь_ пылая красными рыбами к югу плывут. (В. Луговской) 8) И над всем бл_стающимПариж_м дождь м_тался гриву р_спустив. (В. Луговской) 9) Изумлё(н, нн)о листья выпуская почки разж_мают кулачки. (К. Ваншенкин)
30.
31. за окном. (И. Бунин) 4) Костин не колеблясь отправился к двери. (П Упражнение 5.
33. Выпишите, расставляя знаки препинания, сначала предложения с обособленными одиночными деепричастиями, затем предложения с необособленными одиночными деепричастиями. Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях.
34. Назовите предложения с обособленными определениями. Объясните условия обособления. Составьте интонационные схемы этих предложений.
ед. ч., м. р., 2-е скл., Р. п., сказуемое.
Связи - существительное, нач. ф. - связь, нарицательное, неодушевлённое,
ед. ч., ж. р., 3-е скл., Р. п., сказуемое.
Художник - существительное, нач. ф. - художник, нарицательное, одушевлённое,
ед. ч., м. р., 2-е скл., подлежащее.
Свободу - существительное, нач. ф. - свобода, нарицательное, неодушевлённое,
ед. ч., ж., р., 1-е скл., В. п., сказуемое.
Пути - существительное, нач. ф. - путь, нарицательное, неодушевлённое,
ед. ч., м. р., 2-е скл., П. п., обстоятельство.
Строение - существительное, нач. ф. - строение, нарицательное, неодушевлённое, ед. ч., ср. р., 2-е скл., В. п., дополнение.
Кистью - существительное, нач. ф. - кисть, нарицательное, неодушевлённое,
ед. ч., ж. р., 3-е скл., Т. п., дополнение.
Лилипуты в мире животных.Вы удивитесь, сколько на самом деле существует животных, которые легко помещаются на подушечке человеческого пальца!
Лилипуты поют и танцуют на Международной выставке гостиничного бизнеса, Гаага, Нидерланды 1911 год.