3. Спишите, обозначая условия выбора написания не и ни.
Где (н_)когда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась. (А.Пушкин) Время, когда его (н_)(на)что тратить, становится (н_)стерпимым грузом. (А.Чаковский) Солнце своего света (н_)(для)кого (н_)жалеет. (Пословица) (Н_)куда теперь без книжки нет дороги для мальчишки. (Л.Ошанин) (Н_)(при)каких обстоятельствах человек (н_)должен бросать своих весел. (В.Лидин) Кто (н_)слышал его, всех поражало его красноречие. Кто (н_)приезжал в город, тот не видел эту выставку. Нельзя (н_)любить отечество, какое бы оно (н_)было.
4. Замените слова синонимами, являющимися устойчивыми сочетаниями, имеющими в своем составе ни.
Никуда, сколько нужно, перепуган, недостаточно, некстати, нечто неопределенное, никто, напрасно, никаких вестей, тесно, без всякой причины, как раз, никому, рано.
Слова для справок: ни свет ни заря, ни жив ни мертв, ни слуху ни духу, ни конному ни пешему, ни к селу ни к городу, ни стать ни сесть, ни рыба ни мясо, ни больше ни меньше, ни пава ни ворона, ни с того ни с сего, ни за что ни про что, ни тот ни другой, ни два ни полтора, ни взад ни вперед, ни много ни мало.
5. Вставьте пропущенные буквы и расставьте пропущенные знаки препинания. Объясните.
Это был гр_мадный лес т_нувш_ийся на десятки верст (в)верх и (в)низ по реке. Это была глух_ сторона мало посещаем_ людьми и здесь(то) и было настоящее раздолье для всякого зверя и птицы. Жизнь к_пела в лесу (не)омраче(н,нн)ая пр_шествием человека.
(Редко)редко разд_вался в лесах этот выстрел а когда разд_вался то звонко ра_кат_вался по холмам и возвр_щался уже послабевш_м и протяжн_м.
Белки р_няли иногда шишки и взл_тали на в_рхушку дерева; зайцы на лежаках вст_вали столбиками; лоси наставив уши минуту слуш_ли и бе_звучно передв_гались на другое место; рыси дремл_щие в чащ_бах пр_обтесывали др_мучие ж_лтые глаза; и только волки лучше всех знающие бр_сали всё взб_гали на ближний бугор и долго нюхали ст_раясь и б_ясь одн_време(н,нн)о поймать с ветерком н_навис_ный зап_х человека.
В магазинчике я увидел : красивую игрушку-марионетку, шикарную скатерть, красочные мячики, разноцветные мелки и множество маленьких фигурок. Марионетка висела на витрине и будто шептала мне чтобы я её купил.я отвлёкся от куклы и мой взгляд бросился на скатерть. И я тут же представил её на нашем столе, как красиво бы она смотрелась на нашем невзрачном столике. Мои глаза снова быстро пробежались по прилавке и остановились на мячиках. Мне сразу захотелось поиграть в футбол с ребятами. И моё внимание переключилось на красочные мелки. Я бы хотел порисовать такими. А рядом стояли красивые хигурки.
Когда я ушёл от туда у меня осталось много впечатлений.
2. Н. ф. - начинать
3. П. п. - Несовер. вид, 1 спр.
Н. п. - в ед. ч., в 3 л., в наст. вр.
4. Начинается - сказуемое.
1. Расскажет (что сделает?) - глагол
2. Н. ф. - рассказать
3. П. п. -Соверш. вид, 1 спр.
Н. п. - в ед. ч., в 3 л., в будущем вр.
4. Расскажет - сказуемое.
1. Справимся (что сделаем?) - глагол
2. Н. ф. - справиться
3. П. п. - Соверш. вид, 2 спр.
Н. п. - во мн. ч., в 1 л., в будущем вр.
4. Справимся - сказуемое.
1. Будущем (когда?) - имя существительное
2. Н. ф. будущее
3. П. п. - нариц., неодуш., ср. р., 2 скл.
Н. п. - в П. п. в ед. ч.
4. Будущем - обстоятельство.