3. Выделите (подчеркните) придаточные предложения:
Поездная диспетчерская связь служит для того, чтобы вести телефонные переговоры поездного диспетчера со станциями участка.
При поездной диспетчерской связи аппараты всех станций включены параллельно в одну двухпроводную цепь, так как практически невозможно соединять каждую станцию отдельной парой проводов с диспетчером. Если в провода включить обычные телефонные аппараты, то вызвать одну из станций, не тревожа звонком остальных, было бы диспетчеру невозможно.
Может показаться странным, что тему о том, как "книга освещает наше личное движение к истине", можно трактовать при этого сатирического произведения. Тем не менее сейчас, в период "рыночного безумия", захлестнувшего Россию в гораздо большей степени, чем в двадцатые годы, эта повесть весьма актуальна и соответствует понятиям борьбы за справедливость, которая часто идентична поискам истины.
Как во время НЭПа, так и сейчас свободный рынок ознаменовался не только изобилием товаров в магазинах, но и бандитскими ценами на них, огромным количеством подделок, суррогатов, некачественных продуктов и неноских вещей.
По мнению Булгакова, это было подходящее поле деятельности для типов вроде Чичикова и других гоголевских персонажей, которых он перенес в непривычную историческую обстановку. И ничего — при да еще как!
В некоем диковинном сне, что увидел автор повести, вся гоголевская ватага — а сюда вместе с героями "Мертвых душ" вошли действующие лица пьес "Ревизор" и "Игроки" — двинулась на Советскую Русь. Последним (конечно, выждав) тронулся Павел Иванович в своей знаменитой бричке. Уже в Москве, пересев в автомобиль, он "ругательски ругал Гоголя": "Испакостил, изгадил репутацию так, что некуда носа показать. Ведь ежели узнают, что я — Чичиков, натурально, в два счета выкинут к чертовой матери".
Но страхи оказались напрасными. Чичиков с удивлением обнаружил, что ничего не изменилось: "куда ни плюнь, свой сидит". И тут уж развернулся Павел Иванович вовсю! Брался за все, всех очаровал, насулил огромные прибыли государству и получил несметные авансы — одним словом, подладился и пришелся ко двору. "Уму непостижимо, — замечает Булгаков, — что он вытворял". Основал трест для выделки железа из древесных опилок, накормил Москву колбасой из дохлого мяса, продал Коробочке Манеж, взял подряд на электрификацию. И "по Москве загудел слух, что Чичиков — триллионщик. Учреждения начали рвать его к себе нарасхват и спецы".
Конечно, афера лопнула. Ноздрев и Коробочка вновь подвели нашего героя. С писателя поймали все-таки Чичикова и утопили. Историй закончилась. Каковы ее уроки?
Первый — несколько неожиданный: классику надо знать. Если бы ответственные люди читали Гоголя, то скандала бы не было. Ни тогда, ни потом, уже в наше время, когда многочисленные Чичиковы "строят" финансовые пирамиды, создают независимые телеканалы, монопольные компании, тресты, а потом благополучно убегают за границу. (Правда, не все. Некоторые благополучно сидят в Думе или на высоких чиновничьих должностях!)
Второй — теоретический: пока есть благодатная почва для Чичиковых, они, как Невзоров-Ибикус у А.Толстого, бессмертны. Где служат лицам или ведомствам, а не общему делу, где льстят и угодничают, ища расположения начальства; где сиюминутная выгода важнее государственных интересов, а жажда власти и наживы опережает здравый смысл и гражданскую порядочность — там Чичиковы всегда будут кстати.
Родовые черты Чичикова, если обратиться к давней и близкой нашей истории, нетрудно обнаружить у всех, для кого личные или групповые интересы важнее судьбы народа и страны. Конечно, параллели в какой-то мере условны, но механизм при и мошенничества у литературных негодяев и их реальных "прототипов" выразительно схож. Сегодня мы уже знаем немало подробностей жизни и деятельности многочисленных Загорецких, Молчалиных, Шприхов и Чичиковых. И борьба литераторов нескольких поколений, среди которых заметное место принадлежит М.Булгакову, сегодня наполняется особым смыслом и, без преувеличения, может стать одним из слагаемых всеобщей борьбы за обновление общества и очищение будущей жизни от следов, по словам Герцена, "палачества и раболепия".
Куцыгин Даниил Максимович - герой обороны Воронежа во время Великой Отечественной войны. В сентябре 1942 г., являясь комиссаром сводного истребительного отряда, сражался на Чижовском плацдарме и погиб в бою. Именем Куцыгина названа одна из воронежских улиц.
Черняховский Иван Данилович-Генерал армии, дважды Герой Советского Союза. В сражении за Воронеж летом 1942 г. Черняховский участвовал сначала в качестве командира танкового корпуса. Погиб в Восточной Пруссии незадолго завершения Великой Отечественной войны. Демонтированный властями Вильнюса памятник Черняховскому был чудом от переплавки, и в 1995 году памятник был установлен в Воронеже на привокзальной площади, носящей имя героя.
Бунаков Николай Федорович -усский педагог, теоретик и практик начального обучения, историк литературы. Автор многих учебников и учебных пособий. С 1866 г. работал в Воронеже. В 1884 г. основал народную школу и первый в России самодеятельный крестьянский театр в селе Петино Хохольского района Воронежской области. В этой школе сейчас расположен музей Н.Ф. Бунакова. В Воронеже именем великого педагога названа одна из улиц частного сектора.
Дубянский Александр Андреевич -Геолог, гидрогеолог, педагог, один из первооткрывателей залежей железных руд Курской магнитной аномалии, член-корреспондент АН УССР. Родился в селе Старая Криуша Павловского уезда Воронежской губернии. С 1924 г. – профессор воронежского СХИ, где преподавал более 40 лет. В честь Дубянского названа одна из воронежских улиц.
Феоктистов Константин Павлович -Летчик-космонавт, Герой Советского Союза, доктор технических наук. Член первого в истории освоения космоса экипажа. Родился и до 1942 г. жил в Воронеже. Во время оккупации Воронежа в 1942 г. принимал участие в разведывательных операциях, где получил серьезное ранение. Феоктистов часто приезжал в Воронеж, выступал на заводах, в университете, в своей бывшей школе. В Воронеже в честь знаменитого земляка названы улица и школа №5.
Афанасьев Александр Николаевич -Историк, этнограф, собиратель и исследователь устного народного творчества, издатель «Русских народных сказок». Занимался историческим краеведением, Жизнь Афанасьева плотно связана с Воронежским краем: родился в Богучаре, жил в Боброве, учился в Воронежской гимназии. В 1974 г. одна из воронежских улиц была названа в честь фольклориста, а в 1996 г. установлена памятная доска на здании бывшей губернской гимназии.
Жуковский Василий Андреевич -Поэт, литературный критик, переводчик, художник родом из Тульской губернии. Отец – из древнего рода Буниных, мать – пленная турчанка. В 1837 г. посетил Воронеж в составе свиты наследника престола Александра II. Во время визита встречался с А.Кольцовым, сделал много карандашных рисунков с видами Воронежа, которые хранятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Именем Жуковского названа одна из воронежских улиц. Встреча с Кольцовым запечатлена в мемориальной доске (пр. Революции, 30).
Кольцов Алексей Васильевич -Воронежский поэт, в творчестве которого отразилось духовное богатство русского народа. В 1868 г. в Кольцовском сквере был установлен бюст поэта работы А.Трискорни. Мемориальные доски в Воронеже расположены по следующим адресам: пр-т Революции, 46 (в честь 150-летия), пр-т Революции, 30 (встреча с Жуковским), Б.Стрелецкая, 53а (здесь поэт родился). Могилы Кольцова и его семьи расположены в Литературном некрополе. Именем поэта в г. Воронеже названы театр, улица, сквер и школа.
Эртель Александр Иванович - Выдающийся русский писатель, уроженец Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области). Автор знаменитого романа-эпопеи «Гарденины», полно и достоверно изобразив жизнь той эпохи. Его творчество высоко ценил Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. В Воронеже именем Эртеля названы улица и переулок.
Мордасова Мария Николаевна - Исполнительница русских народных песен и частушек, народная артистка СССР. В 1943-1972 годах – солистка Воронежского русского народного хора, затем – Воронежской областной филармонии. В Воронеже есть улица и квартира-музей М.Н. Мордасовой.