Если обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов, между ними ставится двоеточие: на скалах галдели птицы: фрегаты, кайры, . в чулане валялась разная мебель: столы, шкафы, стулья. глаза эти смеялись в ответ на все: на любую шутку, веселое слово, даже в ответ на брезгливую морду кота антона, недовольного нашим весельем. только два события запомнились кипренскому из этих последних лет: наводнение 1824 года и работа над портретом пушкина. если обобщающее слово идет за рядом однородных членов, между ними ставится тире: столы, шкафы, стулья – разная мебель валялась в чулане. деревья, кусты, даже трава – все изменило свой летний цвет.
Тропинин стремился к правдивым полотнам, лишенным официальной парадности, картина «кружевница» особенно ему удалась. девушка «забыла» о том, что она позирует для портрета: она работает. только на секунду кружевница взглянула на живописца, но руки ее продолжают свое дело. одна рука держит коклюшку, другая вкалывает булавку. внизу картины мы видим небольшую часть работы – край того нежного, пышного, прекрасного кружева, которое десятками метров шло на костюмы придворных и над которыми портили зрение крепостные. сама кружевница одета в скромное платьице, на плечах ее бедная косынка. но эта привычная одежда мягко облегает тело и выявляет его пластику лучше, чем жесткие от золотого шитья и крахмала платья барынь, и тем ярче видны красота и свежесть девушки, ее , здоровая кожа. ясный и радостный душевный мир девушки легко читается на ее лице, юношеским задором светится лукавый взгляд. детально художник прорисовал руки мастерицы, кисти с детства работающего человека. они словно живут своей собственной жизнью, привычно продолжая работу, хотя девушка смотрит в сторону. ногти на руках кружевницы аккуратно подстрижены, чтобы (не дай бог! ) не задеть нитку кружева, не испортить его. испорченная работа грозила барским гневом, а порой и расправой. по теме