4. Прочитайте отрывки из произведений А. С. Пушкина. Найдите в не элементы, не соответствующие нормам современного русского лите- ратурного языка в области лексики, словообразования, построения синтаксических конструкций. Отметьте особенности ударения. І. Царь к окошку, Ан на спице, Видит, бьётся петушок, Обратившись на восток. ІІ. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей. III. И славен буду я, Доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пийт. IV. Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной: Напоминают мне оне Другую жизнь и берег дальний. V. Как знать? Но чем Мазепа злей, Чем сердце в нём хитрей и ложней, Тем с виду он неосторожней И в обхождении простей. Л. Цветок засохший, безуханный, Забытый в книге вижу я; И вот уже мечтою странной
Вы уже знаете, что слова в русском языке образуются с морфем – морфемным (аффиксальным и без морфем – безаффиксным Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного Приставочный образования новых слов с приставок:
Обратите внимание! 1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным образуются слова той же части речи, что и производящие.
2) Суффиксальный образования новых слов с суффиксов:
Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. В образовании существительных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных – 50, в образовании глаголов – 20. При разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.
Неопытный мореплавотель может подумать,что между двумя мысами есть бухта,где судно могло бы найти укрытие от непогоды,на самом деле это лишь небольшой выгиб скалистого и высокого берега,единственным недостатком гавани является то,что она недоступна с берега,дым от костров неподнимался кверху,а повис в воздухе неподвижными белыми полосами,в это время я сделал неосторожное движение и напугал зверька.по мнению моего проводника,я видел необыкновенное животное,а севона,то есть духа шамана,я поймал себе на том,что на меня скалы произвели неприятное впечатление,не хотел бы я быть зарницы напоминали о недавней буре. а с берега является существительным.
Вы уже знаете, что слова в русском языке образуются с морфем – морфемным (аффиксальным и без морфем – безаффиксным Вам уже известны и некоторые разновидности морфемного Приставочный образования новых слов с приставок:
Обратите внимание! 1. Приставка присоединяется ко всему слову в целом (такое слово называется производящим). 2. Приставочным образуются слова той же части речи, что и производящие.
2) Суффиксальный образования новых слов с суффиксов:
Обратите внимание! Суффиксы используются главным образом для образования существительных и прилагательных. В образовании существительных участвует 1000 суффиксов, в образовании прилагательных – 50, в образовании глаголов – 20. При разных суффиксов от одной производящей основы могут образовываться слова, относящиеся к разным частям речи. Тогда мы говорим о словообразовательном гнезде.
Например: