4. Прочитайте текст. Выделите ключевые слова. Назовите основные признаки ключевых понятий. Постройте линию вашей мысли относительно предмета
речи. Сделайте заключение: о какой профессии упоминается в данном тексте.
К какому стилю относится текст?.
В ту зиму Чокан работал над капитальным трудом о родословии
казахов, сопоставляя сведения из произведений восточных писателей,
из русских летописей с казахскими преданиями…
Валиханов подробно перечислил в своём труде наименования казах-
ских родов. Каждый из них имел свою историю. И если о казахском
народе восточные писатели упоминают, начиная с более поздних времён,
то наименования казахских родов – кипчаки, найманы, кереи – известны
авторам, описывающим историю Чингисхана.
С большой тщательностью Валиханов восстанавливал в своём труде
родословное древо казахских ханов и султанов, начиная от Барака – зна-
менитого предка ханов всех трёх жузов. Все эти сведения надо было торо-
питься изложить на бумаге, пока ещё живы белобородые и те, о ком говорят
«кери кулак» – старые уши, то есть люди, слышавшие народные предания
ещё давным-давно, в прежнем, самом верном исполнении.
Чокан изобразил и родословное древо хана Вали, включив туда своих
братьев и себя – Мухаммеда-Ханафию…
Труд Валиханова о родословии казахов остался незавершённым.
Он хотел ещё многое туда вместить. Например, написать о развалинах,
остатках древних городов. О надгробии Джубан-ана в долине реки Сарысу,поставленном в X веке в память о матери легендарного батыра Джубана.
О мавзолее Айтбулата там же, на Сарысу…
С раннего детства мы познаём мир, сначала только из любопытства, потом и по необходимости, чтобы найти своё место в нём. Одновременно с этим мы овладеваем языком. Он занимает важнейшее место в познании. Чтобы изучить какой-либо предмет или явление, нужно назвать, а потом охарактеризовать его словами. Неумение именовать предметы – это и незнание их. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами языка. Умение правильно выражать словами свою мысль – дело нелёгкое, но необходимое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить мысль, чтобы слушающий понял её соответственно. Плохо выраженная мысль – это не только неумение говорить, но и неумение мыслить.
Язык – часть культуры. Он занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку и производство, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством.
Русский язык – это язык на котором мы говорим с детства каждый день. И иногда бывает непонятно, зачем нам его изучать. И вообще — зачем быть грамотными и писать правильно? Знать русский язык – это значит не только уметь правильно говорить и писать на нем, но и знать его историю, происхождение. Русский язык очень сложный, но зато “великий и могучий”. По тому, как говорит человек, судят о том, насколько он образован. А ведь это не пустяк. Получить хорошую работу не так легко, а если ты еще и неграмотный, то это вообще нереально. Производит очень неприятное впечатление, когда человек неправильно говорит по-русски. Если человек свободно владеет языком, то это позволяет ему выразить любую мысль. Он может убедить в своей правоте любого оппонента. Когда тебя окружают образованные люди, хорошо говорящие по-русски, хочется быть достойным их внимания. Хочется участвовать в беседе, быть услышанным и понятым, а для этого надо владеть языком