4. работа с текстом. (1)в древн..сти за с..лидность (не)торопливость и б..льшое д..стоинство его в..личали «земля(н,нн)ой лев», а вообще(то) его называют хамелеоном. (2)степе(н,нн)о, (не)торопливо он обдум..вал каждый свой шаг. (3)при этом один глаз смотрел (в)лево а второй — (в)право, потому что так были устрое(н,нн)ы его глаза. (4)— эх, была (не) была! — гов..рила левая стор..на. — если уж погибать, так с музыкой! (5)— увы, музыка будет п..чальная, — говорила правая стор..на. — потому что когда погибать — какое уж тут в..селье! (6)пока его стор..ны спор..ли между собой, он с..дел (не)подвижно, и это произв..дило весьма с..лидное впеч..тление. (7)— как нам быть с удавом? — спраш..вали кролики подойдя (к)нему (с)левой стор..ны. (8)— о, дело — действ..вать! — отв..чал он. (9)— как быть с кроликами? — с..ветовался удав подойдя к нему (с)правой стор..ны. (10)— о, дело — действ..вать! — отв..чал он. (11)и кролики действ..вали, и удав действ..вал, а он см..трел на это и всё (не)мог сообр..зить, какой(же) тут ..делать шаг: (в)лево или (в)право? (по ф. кривину) выполните 1. вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. 2. запишите номера предложений, в которых есть междометия. напишите, какова роль междометий в предложениях данного текста.
сказуемое-отвечает на вопросы (что делает предмет (или лицо)?),чаще всего является глаголом,подчеркивается двумя чертами.
определение-отвечают на вопросы "какой? ", "какая", "какие? ", чаще всего это прилагательные.подчеркивается волнистой линией.
обстоятельство-отвечает на вопросы( где? , Во сколько? Когда?),подчеркивается точка-черточка.
дополнение-Второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого или других членов предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Р. П Кого? Чего?
Д. П. Кому? Чему?
В. П. Кого? Что?
Т. П. Кем? Чем?
П. П 0 ком? О чём?
подчеркивается вот так (_ _ _ _ _ _ _ _ _ _)
светило(что делало время, ед.число.средний род
пахла(что делала время, ед. число,женск.род.
тянуло(что делало время, ед.ч., ср.род
лежали(что делали время, мн.ч
держали(что делали?)-множ.ч вр.
заставляли(что делали?) -множ.ч время
за окном, в комнате-пред.пад.
мальчишки,солнце.сирень, учебники-это сущ. в им.п.
к ребятам-дат.пад.
задачи-вин.пад.
орфограммы:
1. безударные гласные в корне:сирень(сИний).крИчали(крик) свЕтило(свет)
тЯнуло(тЯнет),рЕбятам(непроверяемая),лЕжали(лёжа),
дЕржали(дЕржит),застАвляли(стАвит),
2. падежные окончания: в комнате(пред.пад,-е)
.