4. Сравни темы текстов. В каких из них названа только тема,
2 ав каких выражена основная мысль? Какая тема требует создать
текст-описание, какая – текст-рассуждение?
Казахстан.
Мой город.
Моя страна.
Бережно относись к природе!
Я горжусь своей страной!
Мы – будущее Казахстана.
• Устно составь из слов предложения. Запиши полученный текстрораг
Думай сама или сами тупые дибилы ,
В (предлог) необыкновенной (прилагательное) тишине (существительное) зарождается (глагол) рассвет (существительное). Небо (существительное) на (предлог) востоке (существительное) зеленеет (глагол). Голубым (прилагательное) хрусталем (существительное) загорается (глагол) на (предлог) заре (существительное) Венера (существительное). Это (указательное местоимение) лучшее (прилагательное в сравнительной степени) время (существительное) суток (существительное). Ещё (частица) всё (местоимение) спит (глагол). Спит (глагол) вода (существительное), спят (глагол) кувшинки (существительное), спят (глагол) рыбы (существительное), спят (глагол) птицы (существительное) и (союз) только (частица) совы (существительное) летают (глагол) около (предлог) костра (существительное) медленно (наречие) и (союз) бесшумно (наречие), как (сравнительный союз) комья (существительное) белого (прилагательное) пуха (существительное).
Подчеркнём в первом предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое):
В необыкновенной тишине ЗАРОЖДАЕТСЯ (сказуемое,=) РАССВЕТ (подлежащее, ).
Выпишем из первого предложения словосочетания:
1. В необыкновенной (зависимое слово)←какой?←тишине (главное слово);
2. Зарождается (главное слово) → где? → в тишине (зависимое слово).
Проблемой текста является проблема культуры, проблема культурного человека. Автор утверждает, что культурный человек подобен яблоне, над которой поработали селекционеры и привили ему хорошие манеры, также у образованного человека есть культура мысли. Публицист пишет, что без воспитания, работы и самовоспитания, получается не культурный, а дикий человек, похожий на дикую яблоню. Он сравнивает дикаря с тем, к чему не приложено никакой работы, не проведено никакого воспитания, поэтому он является не победить свои нехорошие чувства и желания. А раз культурным мы зовём то, что переделано для человека и для общества, то поэтому, чтобы получить культурного человека, мы должны не оставлять его необработанным и диким, а подвергнуть его большой переработке , воспитанию в нём мыслей и чувств для того, чтобы он мог жить в обществе и приносить хорошие плоды, как культурное растение.