40
1
спишите предложения, расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы.
1. огарков поехал дальше всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. но и они были не из его дивизии и это обеспокоило огаркова. он хлестнул коня но конь видимо устал и упорно двигался шагом заметно припадая на левую заднюю ногу.
(э. казакевич)
2. спутанная трава в саду полегла и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. над лугами тащились из-за реки цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. из них назойливо сыпался дождь. по дорогам уже нельзя было ни пройти ни проехать и пастухи перестали гонять в луга стадо.
(к. паустовский)
3. дивизия двинулась дальше на варшаву а я проболтавшись дней десять в люблине был эвакуирован в тыл и воевать мне больше не пришлось.
(в. некрасов)
4. в этих безлюдных зеленых переулках асфальт встречался редко зато было много дощатых тротуаров. я с тех пор навсегда запомнил как хорошо пружинят доски под колесами. иногда правда колеса проваливались в щели но сережка легко их выдергивал и вёз меня
(в. крапивин)
5. над полем высоко в небе словно серебряные колокольчики звенели жаворонки. в лесу заливались пеночки зяблики всех птенцов и не перечесть. у некоторых птиц и голоса-то для пения нет но и они тоже от других не отстают стараются кто как умеет.
(г. скребицкий)
грамматические основы обязательно сделать, умоляю
2
запишите предложения, расставьте орфограммы и пропущенные знаки препинания. подчеркните грамматические основы и однородные члены предложений. после каждого предложения дайте его схему, обозначив в ней грамматические основы и однородные члены.
1. олег усмехнулся однако чело и взор омрачились думой.
(а. пушкин)
2. вот затрещали барабаны и отступили басурманы.
(м. лермонтов)
3. ч..рная туча совсем надвинулась и стали видны уже не з..рницы а молнии и гром п..слышался уже над г..ловой (в)дали леса.
(по л. толстому)
4. все птиц.. пр..тихли но зато заш..лестели лист..я и ветер доб..жал до крыльца и сарая…
(по л. толстому)
5. я в..глянул на савушку но на л..це его (не)прочесть ни бе..покойства ни тревоги.
(по в. арсеньеву)
Объясните лингвистический смысл рисунка, прочитав текст. На основе текста сформулируйте и запишите грамматическое правило.
Шёл дождь и два студента; один в университет, другой шах.
Курьёзность этой фразы основана на том, что в ней в качестве однородных членов предложения выступают слова, обозначающие неоднородные понятия. Что общего между дождём и студентами? Или между университетом и калошами? И вряд ли вы скажете «изучать математику и сорта грибов». На использовании этого приёма строятся каламбуры и различные фразы комического содержания. (По Д. Розенталю)
Вдруг внезапно отварилась дверь и въехал робот с подносом на руках. На подносе красиво лежало разная вкусняшка(как я люблю). О да, это было великолепно.
Потом внезапно включились сразу несколько огромных экранов, на которых я мог одновременно играть в разные игры. Нано технологии и высокий технологический прогресс моей комнаты, воображали впечатление.
Целый день я наслаждался жизнью! Но тут меня разбудила мама. Да, да, вы не ошиблись. это был лишь сон. Но самый удивительный день в своей жизни я провёл в этом сне!