43. 1) Определите, о каком выразительном средстве языка идёт речь в этом тексте, и дополните его, выбрав термин из списка. Какие
прилагательные — определения к этому термину употребляются в тексте
как синонимы, а какие — как антонимы?
сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, метонимия
В основе редких, авторских (...) лежат неожиданные, часто непо-
вторимые смысловые ассоциации, поэтому эти образные определе-
ния обычно индивидуальны и употребляются в основном в текстах
создавшего их автора. Но иногда эти (...) могут переходить в разряд
общеязыковых благодаря авторитету писателя или особо удачному
образу. Редкие (...) включены в «Словарь (...) русского литературно-
го языка» К.С. Горбачевича (СПб., 2001).
2) Найдите в рамке два слова, к которым русские поэты и писа-
тели подобрали данные определения. Можно ли считать эти тропы ред-
Кими?
поле, небо, море, зарево, зеркало
1. пустынное (А. Пушкин); старец (М. Лермонтов); сонно вздыхаю-
щее; угрожающее (Н. Гумилёв); разомлевшее (А. Новиков-Прибой); ог-
ненное, блестящая слюда (М. Волошин)
2. синий шёлк; зализанная гладь (В. Маяковский); золотое от лу-
чей; сонное (О. Мандельштам); бледное; холодное (А. Блок); расплав-
ленное золото и медь (К. Бальмонт); вороное (М. Шолохов)
Помню просторный грязный двор и низкие домики , обнесённые забором. Совсем рядом , за забором , была река , и весной , когда спадала талая вода , на дворе , усеянном щепой и ракушками , можно было разжиться крайне интересными вещами.
Однажды мы нашли сумку , туго набитую письмами , а потом вода принесла и осторожно положила на берег и самого почтальона. Он лежал на спине , закинув руки, как будто заслонясь от солнца , ещё совсем молодой , белокурый , в форменной тужурке с блестящими пуговицами. Должно быть , отправляясь в свой последний рейс , почтальон начистил их мелом.
Сумку отобрал городовой , а письма , размокшие и уже никуда не годные , взяла себе тетя Даша. Но они не совсем размокли : сумка была новая , кожаная и плотно запиралась. Каждый вечер тетя Даша читала вслух по одному письму не только мне , но и всему двору. Это было так интересно , что даже старухи , игравшие на лавочке в домино , всё бросали и присоединялись к нам. Одно из этих писем тетя Даша читала так часто , что , наконец , я выучил его наизусть.
С тех пор много лет , но я ещё помню его от первого до последнего слова.
Объяснение:
Всё правильно
Причастные и деепричастные обороты
Помню просторный грязный двор и низкие домики, 1/обнесёННые забором/. Двор стоял у самой реки, и по веснам, когда спадала вода, он был усеЯн щепой и ракушками, а иногда и другими, куда более интересными вещами.
Так, однажды мы нашли 2/туго набитую письмами/ сумку, а потом вода принесла и осторожно положила на берег и самого почтальона. Он лежал на спине, 3/закинув руки/, 4/как будто заслонясь от солнца/, ещё совсем молодой, белокурый, в форменной тужурке с блестящими пуговицами: должно быть, 5/отправляясь в свой последний рейс/, почтальон начистил их мелом.
Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тетя Даша. Но они не совсем размокли: сумка была новая, кожАная и плотно запиралась. Каждый вечер тетя Даша читала вслух по одному письму, иногда только мне, а иногда всему двору. Это было так интересно… (В. Каверин)
__
** Причастные обороты (1, 2) подчеркнуты одной чертой – подчеркнуть непрерывно //
Деепричастные обороты (3, 4, 5) выделены жирным шрифтом – подчеркнуть непрерывно /_._._/