44
1. Выпишите словосочетания с именами существительным
в роли зависимого слова. Обоснуійте выбор окончания е или
-и, пользуясь правилом, которое дано в начале параграфа.
ОБРАЗЕЦ ЗАПиси Пишу в тетради (3-е скл.), пишу в тетрадке
(1-е скл., пр. п.), был на станции (на -ия), нашёл в сарае
(2-е скл.).
1) Родная земля и в гор..ст(е, и) мила. (Пословица) 2) На чуж-
бин(е, и) и калач(?) не в радость. (Пословица) 3) У окна на сто-
лик(е, и) в стакан(е, и) с чистою холодною водой тихо ландыш(7)
серебристый вянет, наполняя комнату весной. (В. Рождественский)
4) Михаил Васильевич Ломоносов занимает прочное место в рус-
ской культуре, и) и наук(е, и). 5) 0 человек(е, и) судят по поступ
кам. 6) Фасад здания всеми любимой Третьяковской галерее, и)
создавался по эскизам великого русского художника Виктора Ми-
хайловича Васнецова. 7) В стихотворение, и) поэт с теплотой вспо-
минает о своей юност(е, и).
2. Объясните правописание слов с шипящими на конце.
3. Найдите грамматическую основу в первом и шестом предло-
жениях. Укажите, чем выражены в них сказуемые.
4. Напишите, как вы понимаете смысл пословиц.
вдаль - места
вбок - места
назло - цели
очень - степени
дружески - образа действия
вдвое - меры
со зла - причины
чуть-чуть - меры
3. грустно Сравнительная степень: грустней(ее), более грустно, превосходная: грустнее всех
4. По составу:
на-приставка, бок-корень, основа - набок
по-приставка, бок-корень, у-суффикс, набоку-основа
на-приставка, верх-корень, у-суффикс, наверху - основа
пре-приставка, отлич-корень,н-суффикс, о-суффикс, отлично-основа
у-приставка, страш-корень,а-суффикс, ющ-суффикс, е-суффикс
5. где - где-ТО (суффиксальный),
вдалеке - НЕвдалеке (приставочный)
где - КОЕ-где (приставочный)
веселый - веселО (суффиксальный)
волк - ПО-волчьИ (приставочно-суффиксальный)
6. простерты (как?) зябко обстоятельство образа действия
прекратился (как?) внезапно - обстоятельство образа действия
заблестело (где?) вокруг - обстоятельство места
заблестело (как?) молодо - обстоятельство образа действия
заблестело (как?) радостно - обстоятельство образа действия
вспыхнул (как?) ярко - обстоятельство образа действия
работал (как?) быстро - обстоятельство образа действия
быстро (как?) так - обстоятельство образа действия
погасить (как?) снова - обстоятельство образа действия
оживал (как?) как - обстоятельство образа действия
Активные - творческие, целеустремленные, позитивные, любознательные, амбициозные.
Реалисты - эрудиты, интеллектуалы, прагматики, индивидуалисты, космополиты.
1. [Мировая глобализация - основная тенденция современного общества], и [юное поколение любознательных космополитов готово освоить этот мир во всем его многообразии].
2. [Сегодняшние подростки являются по-настоящему активными, творческими и позитивными личностями], и [это им найти свое место в стремительно меняющемся мире].
Объяснение:
Сложносочиненное предложение (ССП) состоит из двух или более частей, которые являются равноправными, не зависящими друг от друга. При оформлении схемы предложения части ССП берутся в квадратные скобки.
Соединительные союзы - и, да (в значении и), ни...ни, тоже, также. Соединительные союзы в приведенных примерах предложений выделены жирным шрифтом.