48. выразительно прочитайте стихотворение. вы-
берите из текста примеры на каждую из частей речи. спишите,
указывая устно их грамматическое значение или роль в речи.
воркует голубь: «гуль-гу-гу», в ни школ, ни интернатов,
понять его я не могу.
книг из дупла
о чём воркует мой сизарь?
не вытянешь,
— да это учит он букварь! и негде взять тетрадь,
и снегири, и голуби,
а из крыла
как ты, ходили в школу бы,
не выдернешь
но нету для пернатых перо, чтобы писать.
(к. мухаммади.)
• на какой вопрос отвечает выделенное слово? какая это часть
речи? знакомы ли вам другие подобные слова (т.е. перешедшие из
одной части речи в другую)?
Сложноподчинённые предложения:
1. Любое дело [ можно загубить=== ], если [ делать=== ] его равнодушными руками.
3. Он [ глядел=== ], как мрак [ густеет=== ] по готическим карнизам.
5. И не всякого дурака и чудака [ любит=== ] русский народ, а только такого, который некрасивого конька-"горбунка" [ приголубит=== ], голубка [ не обидит=== ], деревце говорящее [ не сломает=== ], своё другим [ отдаст=== ], природу [ сбережёт=== ] и родимых родителей [ уважит=== ].
Простые осложнённые предложения:
2. И океан, ещё недавно наводивший трепет, теперь ласковый и спокойный, тихо шевелясь переливающейся зыбью, нежно [ лизал=== ] своей манящей, прозрачной синевой бока едва покачивающегося корвета.
4. В романе "Евгений Онегин" поразительно точно [ отражена=== ] и драматическая эпоха первой четверти XIX века, и трепетная душа поэта, и настоящая любовь к несчастной родине.