5.Дополните предложения так, чтобы получились БСП с различными смысловыми значениями (указать отношения, грамматические основы, составить схемы):
а) Утро было прекрасное;
б) Картина переменилась;
в) Зелёные дубы развесив свои кудрявые кроны закрыли небо;
г) Замела метель дорожки;
- Вчера меня какой-то мальчик взял домой и облил чаем, и теперь у меня все страницы желтые.
- А я всегда чистая и белая, потому что меня домой брать нельзя, - похвалилась энциклопедия.
- А неделю назад двое драчунов дрались мною, и у меня выпадают два листа, - сказала другая книжка и, спрыгнув, раскрылась, и из нее вылетело несколько листиков.
Жалобы посыпались со всех сторон, и вскоре в библиотеке стоял шум и гам. Я встала, подошла к ним и сказала: "Но не все же так обращаются с книгами, есть и аккуратные читатели!" - и вдруг книги бросились на меня с кулаками. Я проснулась.
И вот теперь я всем хочу задать один вопрос: "А каждый из вас аккуратно и бережно относится к книжкам?"
Юра подарил нам свой компас, чтобы мы не заблудились в лесу.
(Повеств.,невоскл.,сложн.,сост.из двух простых.).
Схема-(подлежащее-сказуемое),(подлежащее-сказуемое). В тетрадке отметите линиями.
Юра-подлежащее,выраженное существительным,подарил-сказуемое,выраженное глаголом,нам-дополнение,выраженное местоимением,свой-определение, выраженное местоимением,компас-дополнение,выраженное существительным-это была первая грамматическая основа,вторая начинается грамматическая основа-чтобы-союз,мы-подлежащее,выраженное местоимением,не-частица,заблудились-сказуемое,выраженное глаголом,в-предлог,лесу-дополнение(от вопроса -в чём?),выраженное существительным.