5 класс. Русский язык. СОЧ за 4 четверть. Всего -13б.
Чтение.
Текст А
Здравствуй, Олжас. Как твои дела? Как продвигается твоя исследовательская работа по
астрономии? Знаешь, на днях в нашей школе проходила встреча с командой астрономов.
Они рассказали нам о своем невероятном открытии. Представляешь, им удалось обнаружить
одну из самых первых звезд во Вселенной. Если ученые начнут изучение этой звезды уже в
этом году, то скоро мы узнаем, как именно формировалась галактика Млечный Путь.
Думаю, тебе будет интересна эта информация. Заканчиваю письмо, пиши. Твой друг Сергей.
Текст Б
В темном небе жили две звездочки. Одна из них была старательной и светила ярко-
ярко. Другая была маленькой и тусклой, спала днем и ночью.
- Зачем мне стараться? - говорила она. - Все звезды одинаковые, их так много. За меня
посветят другие, этого достаточно, чтобы на Земле стало светлее. От меня пользы немного.
Однажды Звёздочка-лентяйка увидела комету. У Звездочки дух захватило:
- Как ты красива! Я знаю, твое сиянье недолговечно, я хочу стать такой же яркой. Комета
ответила:
- Звездочка! У каждого существа Вселенной свое предназначение. У меня короткая жизнь, и
я должна успеть отдать свое тепло и свет. Но ты не теряй время даром, а то всю
жизнь. Отдыхать можно и днем, чтобы ночью работать. И тогда ты сможешь стать очень
яркой, и кто-нибудь обязательно назовет тебя «своей звездой».
Задание 1. ( )
Прочитайте внимательно тексты и выполните задания.
1. Какой общей темой объединены оба текста? Запишите их. (1б.)
Общая тема обоих текстов: .
2. В какой части текста Б, содержится совет кометы звездочке-лентяйке? (1б.)
(Вступление. Основная часть. Заключение.) Выпишите предложение.
3. Определите жанры обоих текстов. ( Текст А - . Текст Б -.)(1б.)
4. Выпишите из текста А предложение, которое является ответом на
во Представляют ли первые звезды интерес для современной
астрономии?» (1б.)
5. Сформулируйте и запишите основную мысль текста А. (1б.)
Основная мысль текста А-.
6. В последнем абзаце текста Б выписать одно предложение с однородными членами.
Составьте схему. (1б.)
Письмо
Задание 2. ( )
Рассмотрите иллюстрацию. Представьте себя на месте маленькой звездочки и
напишите сказку, используя имеющиеся знания и жизненный опыт. Повествование
ведите от 1-го лица. Объем письменной работы – 100-150 слов.
ответ:Жети ата (каз. Жеті ата, «Семь дедов»; кирг. Жети ата, «Семь отцов»; другое значение — «Семь предков»; также встречается вариант написания «Жеты ата») — система составления родословных (шежире) у казахов и киргизов, также и у башкир (ете быуын). Принцип «Жети ата» подразумевал обязательность знания имён своих предков по мужской линии до седьмого колена. Родственники вплоть до седьмого колена считались близкими и несли коллективную ответственность друг за друга[1]; браки между ними запрещались во избежание кровосмешения.
Объяснение:
А потом пошёл снег. Он выпадал часто и долго лежал. Лошади разгребали снег копытами, чтобы добраться до травы. Хозяин почернел лицом и руки его задубели от ветров. Теперь он ходил в валенках, кутался в большую шубу. Гульсары оброс длинной шерстью и все же ему было холодно, особенно по ночам. В морозные ночи табун сбивался в затирке в плотную кучу и стоял так, индеечья, до восхода солнца. Хозяин тут же топтался на коне, хлопая рукавицами, растирал лицо... С той зимы Гульсары запомнил голос Танабая на всю жизнь.
Объяснение: