5 класс. Вариант № 13 (для 1 варианта учащихся)
Работа с текстом.
(1) Я вырос в деревне и, как и все мальчишки, мечтал побывать в «жарких странах». (2) Я очень счастливый человек, потому что многое повидал на земле. (3) Был в Африке и Антарктиде, видел тропический лес, охотился на слонов, видел крокодилов, страусов.
(4) Но почему же в чужих краях мне снится всё та же речка Усманка – одна из самых маленьких на земле речек? (5) Я побывал во многих «жарких странах», но, если бы с какое на земле место самое лучшее, я бы назвал луг с белыми островами гусей, речку Усманку, дом, сложенный из кирпича, который отец сам нарезал и сам обжигал в самодельном горне. (6) Я помню запах грибов в лесу, запах дубовых листьев, шорох дроздов на ветках… (7) Вот такое оно, самое хорошее для меня место на земле!
(8) А может быть, я один такой чудак? (9) Я стал приглядываться и увидел: для каждого человека дорог край, где он родился, где первый раз искупался в речке, где узнал, как пахнут цветы и яблоки, как пахнет хлеб после работы. (10) А когда человек уезжает куда- нибудь далеко, вся наша большая страна кажется ему родным местом.
(По В. Пескову)
№ 8 Определите и запишите основную мысль текста.
№ 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что он счастливый человек? Запишите ответ.
№ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8-9 текста. Запишите ответ.
№ 11 В предложениях 4-5 найдите слово со значением «печь для обжига изделий из керамики». Выпишите это слово.
№ 12 В предложениях 3-4 найдите антоним к слову «родных» и выпишите его.
№ 13 Во 2-ом абзаце найдите предложение (-я) с однородными членами и выпишите. Докажите наличие однородных членов.
№ 14 Выполните морфемный разбор слова «приглядываться».
№ 15 В предложении 4 объясните постановку тире. Запишите своё объяснение.